В августе 1918 года был издан декрет Совета Народных Комиссаров «Оправах приема в высшие учебные заведения». Согласно декрету, каждый достигший шестнадцатилетнего возраста мог стать слушателем любого высшего учебного заведения без предоставления диплома, аттестата или свидетельства об окончании средней школы или другого учебного заведения. Плата за обучение отменялась. Чтобы реализовать желания трудящейся молодежи на получение высшего образования, была организована сеть «рабочих факультетов» (рабфаков). Это были своеобразные подготовительные отделения для поступления в вузы. 17 сентября 1919 года В.И. Ленин подписал декрет «Об организации рабфаков при всех вузах и втузах и преобразовании существующих курсов в рабфаки». 1 ноября 1919 года рабфак был открыт в Казанском университете. Первоначально на рабфаке было пять дневных и три вечерних группы. В 1920 году к ним добавились еще две группы. В 1920 году на рабфаке училось 410 студентов. Большую роль рабфак сыграл и в подготовке национальных кадров специалистов. До революции татар и представителей других нерусских национальностей в составе студентов казанского университета были единицы. Теперь началась массовая подготовка национальных кадров в университете. Рабфак сыграл здесь свою решающую роль. Уже в 1923 году из 624 рабфаковцев было татар – 146, чуваш – 51 человек. Созданные как временные учебные структуры рабфаки просуществовали почти 20 лет (рабфак Казанского университета был закрыт в 1938 году). Рабфак Казанского университета сделал важный почин – создание массовой подготовки национальных кадров специалистов. Созидательные начала, как всегда в эпоху революций, сопровождались разрушениями. Изменяя структуру высших учебных заведений, декреты Советской власти нанесли немало ущерба. В этот период были отменены ученые степени доктора и магистра. Отменялось деление профессоров на заслуженных, ординарных и экстраординарных, отменялось звание адъюнкта. Все лица, самостоятельно ведущие преподавание в университете, получали звание профессора, что неизбежно сказалось на качестве кадров. Приват-доценты, проработавшие ранее в этом звании более трех лет, переводились в профессора с 1 октября 1918 года. Приват-доцентам, работавшим менее трех лет, а также ассистентам и лаборантам, ведущим занятия под руководством профессоров, присваивалось общее звание преподавателя. Как стали потом говорить: «В науку пошел середняк!» Структурные изменения в Казанском университете затронули, прежде всего, факультетскую систему. 30 декабря 1918 года в университете был открыт лесной факультет. Он функционировал до мая 1922 года. Одновременно с открытием лесного факультета к университету были присоединены Казанские высшие женские историко-филологические курсы и женский медицинский институт. В январе 1919 года в университете был упразднен юридический факультет. Профессорско-преподавательский состав и кафедры этого факультета в Казанском университете были рассредоточены по другим факультетам: кафедры политической экономии, статистики, финансового права и международного права вошли в историческое отделение историко-филологического факультета, кафедра судебной медицины была присоединена к медицинскому факультету, а кафедра государственного права была преобразована в общеуниверситетскую кафедру советского законодательства. Остальные кафедры юридического факультета были закрыты, а их работники были переведены на историко-филологический факультет, на котором было открыто отделение общественных наук. В марте 1919 года Наркомпрос принял решение об открытии при университетах факультетов общественных наук. В апреле 1919 года такой факультет был открыт в Казанском университете, а его студентами стали, прежде всего, бывшие студенты юридического факультета, а потом и студенты историко-филологического факультета. Летом 1921 года историко-филологический факультет был ликвидирован. В августе 1922 года был ликвидирован факультет общественных наук, и на его базе был создан Восточный педагогический институт. Первые годы после революции университет «лихорадило», поскольку было немало ученых, враждебно относившихся к Советской власти. Постепенно коллектив становился лояльным к властям и создавалась наиболее благоприятная обстановка для развития науки и подготовки кадров специалистов. В первые годы Советской власти в Казанском университете продолжали работать профессора и преподаватели, начавшие там свою деятельность еще в дореволюционное время. Это – Б.Е. Будде и А.А. Овчинников. А.А. Овчинников в 1921-1922 году был ректором Казанского университета. Профессором факультета общественных наук и кафедры политэкономии в 1918-1928 годах был Валентин Тихонович Дитякин (1896-1956). Наряду с преподаванием, он занимался научно-исследовательской работой. Опубликовал более 80 работ. Среди них: «Задачи восстановления народного хозяйства и научная организация труда» (1921), «Мировая безработица» (1921), «Мировая торговля в эпоху великого экономического кризиса 1917-1921 г.г.» (1921), «О пределах рационализации труда в производстве, науке, искусстве» (1922), «Движение цен и курс рубля» (1923). Кроме выше названных профессоров на факультете общественных наук вели экономические дисциплины профессор Никольский Петр Андреевич и преподаватели Победоносцев Иван Федорович, Дитякин Филипп Тихонович и Эфрос Григорий Маркович, а также временно Первушин Николай Всеволодович. Казанский университет стал колыбелью многих новых российских вузов. В мае 1922 года лесной факультет отделился от университета и утвердился как Казанский институт сельского хозяйства и лесоводства. Позднее он был переведен в Йошкар-Олу и стал функционировать как Марийский лесотехнический (затем политехнический) институт. Закрытый в августе 1922 года факультет общественных наук был влит в Восточный педагогический институт, переименованный в 1934 году в казанский педагогический институт. Летом 1931 году на базе факультета советского строительства и права был образован Казанский финансово-экономический институт и Казанский юридический институт (последний просуществовал до 1952 года). С начала 30-х годов главным центром экономических наук, как теоретических, так и прикладных, становится в Казани Финансово-экономический институт. Значительно позднее другим центром развития экономических наук и преподавания экономических дисциплин становится университет. В 1931 году от университета отделилась аэродинамическое отделение, давшее начало новому вузу – Казанскому авиационному институту. Ведущими педагогическими кадрами новых казанских вузов стали профессора и преподаватели Казанского университета. В первые два десятилетия после октября 1917 года неоднократно менялась структура самого университета. Эти реорганизации привели к значительным потерям для Казанского университета. Одной из таких потерь было фактическое разрушение в университете гуманитарного образования. До 1939 года (год образования исторического факультета) в университете не было ни одного гуманитарного факультета. Развитие экономической мысли в 20-30 годы не останавливалось. Оно проходило по двум основным направлениям – марксистскому и немарксистскому. Марксистское направление в конца XIX века было представлено, в основном, трудами Г.В. Плеханова и В.И. Ленина, а также их соратников. Ленинские труды развивали марксистскую теорию по следующим направлениям: 1) проблемы воспроизводства и рыночные отношения; 2) аграрные проблемы (начало XX века); 3) проблемы монополистического капитализма; 4) проблемы государственного социализма. После октября 1917 года роль трудов Г.В. Плеханова все больше замалчивалась, значение трудов В.И. Ленина, а затем и И.В. Сталина, все более превозносилась. Постепенно были устранены ученые инакомыслящие, не согласные с «генеральной линией» большевистской партии: Н.Д. Кондратьев, Л.Н. Литошенко, А.В. Чаянов и другие. Среди экономистов марксистского направления длительное время шли дискуссии о путях развития экономики страны, в ходе которых «исчезали» многие исследователи: В.А. Базаров, Н.И. Бухарин, В.Г. Громан, Э. И. Квиринг, В.П. Милютин, Е.А. Преображенский, И.И. Рубин и другие. Выдвигались ученые экономисты, попавшие «в струю» идеологической борьбы: И.И. Скворцов-Степанов, С.Г. Струмилин, В.С. Непчинов, К.В. Островитянов, Е.С. Варга и другие. Но вся эта жизнь экономической науки происходила за стенами Казанского университета. С годами идеологический пресс усилился. В октябре 1938 года вышел в свет «Краткий курс истории ВКП (б)», с первых же дней ставший стержнем всей идеологической работы в стране. 14 ноября 1938 года было опубликовано постановление ЦК ВКП (б) «О постановке партийной пропаганды в связи с выходом «Краткого курса истории ВКП (б)». После выхода постановления было упорядочено изучение общественных наук в вузах. Была введена обязательная учебная дисциплина « Основы марксизма-ленинизма». Своеобразный курс истории большевистской партии, дополненный изучением важных работ В.И. Ленина и И.В. Сталина. В вузах страны были организованы кафедры марксизма-ленинизма. На первом и втором курсах в вузах проходили «Основы марксизма-ленинизма», на третьем и четвертом – политическая экономия (на третьем курсе – «политэкономия капитализма», на четвертом – «политэкономия социализма»). На старших курсах стала читаться философия («диалектический и исторический материализм»). Политическая экономия долгие годы оставалась в Казанском университете единственной экономической наукой. Кафедра политической экономии Казанского университета в 20-е-30-е годы и в начале 40-х годов то закрывалась, то открывалась вновь. Научная работа политэкономами практически не велась. Члены кафедры политэкономии занимались чистым преподаванием. В 30-е годы состав преподавателей политэкономии в Казанском университете резко изменился. Ушли старые преподаватели, появились новые, как правило, далекие от науки. В 1931 году, например, в КГУ вели занятия по политэкономии доцент Шикаев Ибрагим Ахметович (г.р. 1905), доцент Шнепп Бруно Карлович (г.р. 1897), ассистент Блещеков Михаил Петрович (г.р. 1896). В 1938-1940 годах кафедрой политэкономии в Казанском университете заведовал Попов Петр Дмитриевич (г.р. 1894), старший преподаватель, без ученой степени. На кафедре вели занятия совместители доцент Вандюков Дмитрий Федорович (г.р. 1897), ассистент Петров Гурия Степанович (г.р. 1900), а также в 1940 г. – ассистент Вальшин Ф.М. «Безвременье» в развитии экономических наук в стране, и, в частности, в Казанском университете, заканчивалось. В 1939 году в Казанском университете был вновь открыт исторический факультет. Открытие истфака имело большое историческое значение, не только потому, что этот «прорыв» позволил восстановить гуманитарное образование в университете, но и потому, что факультет фактически стал «колыбелью» многих видов гуманитарного образования, в том числе и экономического.