Раздел «История и общество» предлагает своим читателям статьи ведущих ученых и молодых исследователей по нескольким научным направлениям: истории (включая источниковедение и историографию), археологии (включая эпиграфику, нумизматику), этнографии (этнологии), антропологии татар и их предков в широких хронологических рамках – от древности и раннего средневековья до современности.
Ранние этапы многовековой истории татар найдут отражение в исследованиях, посвященных актуальным проблемам этногенеза и этнической истории тюркоязычных предков татар, формирования и развития средневековой тюрко-татарской цивилизации, включающей истории хунну (гуннов), тюркских каганатов, Великой Болгарии, Хазарского каганата, Волжско-Камской Булгарии, Улуса Джучи (Золотой Орды) и постордынских государств (Казанского, Астраханского, Крымского, Сибирского ханств и Ногайской Орды), взаимосвязям населения этих государств с соседними народами и государствами Евразии.
Одной из важнейших задач данного раздела журнала становится объективное освещение положения татарского народа в составе многонационального Российского государства (вторая половина XVI – начало ХХ вв.), изучение вклада татар в развитие российской государственности, экономики и культуры. Стремление татарстанских ученых к созданию и утверждению собственных концепций истории тюркских народов требует пересмотра старых стереотипов в освещении сложных и противоречивых отношений между русским и татарским народами. Важно отметить, что обоснованная критика этих стереотипов положительно воспринимается нашими российскими коллегами. Хотелось бы также обратить внимание историков на многочисленные «белые пятна» в истории татар XVII-XVIII вв., степень изученности которых на сегодняшний день в результате недостаточного знакомства с имеющимися в архивах письменными источниками оставляет желать лучшего.
Особое внимание будет уделено исследованиям слабо разработанных аспектов истории татар советского и постсоветского периодов. К их числу относятся проблемы, связанные с этносоциальными и этнополитическими процессами в Татарстане в период 1980-1990-х годов и начала XXI столетия, формированием идеологии национального движения, борьбой за восстановление государственности, трансформациями в экономической и духовной жизни татар.
Являясь вторым по численности народом в составе Российской Федерации, татары как коренной народ компактно проживают в Поволжье и Приуралье, дисперсно – практически во всех регионах России, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья. Проблемы татарских диаспор, образовавшихся в разные исторические эпохи и по разным причинам социально-экономического и политического характера, – относительно новая тема в исследованиях татарстанских историков, и она, будучи чрезвычайно актуальной и практически значимой в современных условиях, требует всестороннего изучения.
С начала Х столетия Волжская Булгария (а позднее – Золотая Орда и постордынские государства) оказались на лоне средневековой мусульманской цивилизации в качестве ее северных и северо-восточных провинций, и с этого времени ислам стал определять основные векторы развития татарского общества. Даже воинствующий атеизм в годы советской власти не смог полностью лишить народ связей с его духовными истоками, поэтому тему «Ислам в истории татар» с различными ее аспектами мы определяем в качестве сквозной и надеемся, что роль ислама в общественно-политической жизни татарского народа на всех этапах его развития, исламский фактор в формировании внутренней и внешней политики России, проблемы ислама и духовного наследия татар привлекут внимание как отечественных, так и зарубежных специалистов, и их работы займут достойное место на страницах нашего журнала.