Предлагаю рассмотреть подходы к созданию механизма организации внутрироссийской академической мобильности: возможности и ограничения.

Проблема идентификации состоит в том, что точные данные об объеме внутрироссийской академической мобильности отсутствуют. Оценивается как слабая и однолинейная (регионы-центр): в десятки раз ниже международной мобильности (~5.000).

Объем мобильности научных кадров в России: terraincognita? Почему?

Неоднородность пространства образования и науки, административные барьеры, etc.

А нужна ли мобильность внутри России?

Идея: возможно ли создание механизма внутрироссийской мобильности, цель которого – формирование интенсивной сети межуниверситетского взаимодействия?

Сеть федеральных вузов: преподаватели и научные работники.

Мобильность: кратковременная (мастер-классы, модуль, участие в ГАК, etc.), маятниковая (руководство исследовательской работой магистров, аспирантов, etc.)

Каковы формы онлайн-организации научного сообщества?

Формат масштабных образовательных порталов, депозитариев электронных ресурсов www.ecsocman.edu, www.professorjournal.ru

Формат ресурсных центров (в основном дисциплинарные)

ЕУ (СПб) социально-гуманитарные исследования www.eu.spb.ru

Формат «дискуссионных клубов», онлайн-семинаров (www.polit.ru)

Разнонаправленные усилия; недостаток комплексной политики в сфере формирования пространства интенсивной внутригосударственной академической мобильности; онлайн-активность. Спрос и предложение находятся в разных плоскостях, рекрутирование экспертов зачастую сводится к «позвоночной» системе.

Вопрос: можно ли использовать позитивный опыт онлайн-организации взаимодействия научных кадров?

Создание системы конкурентного выбора экспертов, разместивших в онлайн-системе публичную оферту на оказание научных / образовательных услуг; автоматизация процессов мобильности; открытая система транзита знаний и ценообразования; определение точек роста (возможность мониторинга для стейкхолдеров); стимулирование межвузовской кооперации, межрегиональных связей.

Развилка выбора: вводить ли открытую стоимостную конкуренцию?

Выбор научных и образовательных услуг, предоставляемых экспертами, разместившими на платформе публичную оферту, с использованием стоимостной конкуренции

Схема «Биржа»

База данных спроса и предложения в сфере образовательных услуг без возможности  открытой конкуренции между вузами и экспертами.

Схема «Банк данных»

Механизм работы:

Понятие «биржи» не предполагает ориентацию исключительно на коммерческую сторону вопроса. Юридический статус – некоммерческое партнерство.

Биржа фактически является организатором трансакций и выступает контрагентомдля участника.

Ядро Биржи - информационная система, в которой эксперты и представители университетов регистрируются, получая возможность доступа к базе данных и заключения онлайн-соглашений.

Главный актив со стороны предложения – время экспертов, разместивших оферту в системе.

Возможности для учёных и преподавателей:

Участие во всероссийском рынке научно-образовательных услуг;

Расширение сетевого академического взаимодействия;

Индивидуальный график мобильности.

Поиск и привлечение к работе ведущих специалистов страны;

Подбор эксперта в соответствии с конкретными потребностями научно-образовательных программ;

База данных преподавателей, ученых и научно-образовательных услуг.

Жуковский И.И.– проректор по международным связям и протоколу БФУ им. И.Канта