У нас в 2006 году образовалась сеть федеральных университетов – сначала их было 2,  теперь – 9, причем Северо-Кавказский – самый молодой вуз. Он должен стать ключевым  элементом научно-образовательного комплекса Северного Кавказа и обеспечить  трансфер научных и образовательных практик и интеграцию  передовых образовательных услуг по Северо-кавказскому округу.

СКФУ – это вуз, обладающий значительным потенциалом, не менее серьезной материальной и интеллектуальной базой, что представляют и другие федеральные университеты.

Развитие сетевой магистратуры является приоритетным для образовательной деятельности университета. В 2013 году мы произвели набор в магистратуру по 47 направлениям. И проведенная ректоратом в этом направлении работа  по совершенствованию доли магистров позволила увеличить с 6% 2012г. до 9%. По программе развития этот показатель должен составлять всего 5%.

 В структуре набора в 2013году на первый курс доля магистров составила 30% и это за счет того, что была выстроена конкурентоспособная система магистерской подготовки, учитывая потребности рынка труда как регионального  так социально-экономического развития Северо-Кавказского региона. Следует отметить,  что  все направления развития магистратуры согласовываются с развитием Северо-Кавказского округа.

Правовые основы. Если рассматривать  сетевое взаимодействие – это закон РФ «Об образовании»,  протокол совещания ректоров 17 июля 2012г, когда за СКФУ было закреплена разработка сетевых магистерских программ, сюда относятся положения, соглашения, договоры по эффективным  образовательным программам. В разработку входят такие блоки задач, как:

Разработана  и принята дорожная карта, которая включает 14 пунктов, последний из которых – это запуск сетевого обучения в сентябре 2014 года.

Следует обратить внимание, что в процессе формирования нормативных документов нами были подготовлены проекты: Соглашения о сетевом взаимодействии федеральных университетов при реализации программ высшего образования, Положения об организации сетевых образовательных программ в  федеральных университетах,  и договор о форме реализации - Договор о сетевой форме реализации образовательной программы. Причем все документы неоднократно обсуждались на видеоконференциях с федеральными вузами и тот вариант, который сейчас  представлен, он наиболее оптимальным.

Что касается магистерских программ, реализуемых федеральным университетом, то рабочей группой были определены и согласованы 11 сетей и здесь в принципе выбраны те направления, которые сейчас существуют. Но эта сеть сейчас открыта и может дополняться. Причем в каждой сети могут участвовать от трех до семи университетов.

Нам необходимо установить. Какой университет будет головным  в реализации  той или иной магистерской программы. Где лучше кадровый потенциал, где ресурсный.

Сети выстраивают свою деятельность на основании различных нормативных документов, и чтобы сеть работала оптимально, мы  полагаем, что нужны еще 7 нормативных документов, которые вы видите на слайде.

Эти документы должны четко регламентировать как взаимодействие, так и реализацию. Совершенно очевидно,  что если говорить о системной работе  в становлении сетевого взаимодействия, то необходимо решить еще ряд вопросов.  Это вопросы  о разработке  и утверждении самостоятельно разработанных образовательных стандартов для сетевых магистерских программ на основе опыта их реализации федеральными университетами; внесение  соответствующих корректировок  в  Программы развития ФУ  п. 2 «Организация сетевого  взаимодействия с региональными, российскими и зарубежными учебными, научными и  профессиональными  сообществами»;разработка нормативных правовых актов, регламентирующих финансирование сетевых образовательных программ.

Любая академическая мобильность требует определенных затрат. При выборе  любой из предлагаемых обучающих программ сетевого взаимодействия университет, на базе которого будет реализовываться программа, несет соответствующие  расходы на ее оказание. Если это происходит за счет федерального бюджета, то  возникает необходимость взаимозачетов  посредством субсидии на  выполнение  государственного задания, если это идет по договору с оплатой стоимости, то возникает необходимость взаиморасчетов посредством оказания платных образовательных услуг в связи разницей стоимости услуг в университете. При этом возникает необходимость разработки нормативно-правового акта, регулирующего вопросы взаиморасчетов между университетами – участниками сетевого взаимодействия.

 И немаловажный аспект – это итоговая государственная аттестация. Ее формат, документы государственного образца. И в связи с этим выявляется еще ряд вопросов – тестово-оценочный уровень, то есть контроль за процессом подготовки магистров, оценочный уровень итоговой государственной аттестации, уровень в виде федерального экзамена, престиж соответственно диплома,  и, я думаю, высшей формой оценки является проведение общественно-профессиональной аккредитации реализуемых программ.

Таким образом, сетевое взаимодействие федеральных университетов в реализации магистерских программ  в перспективе может быть одним из инструментов совершенствования  качества образования. Это позволит повысить уровень академической мобильности, как студентов, так и преподавателей федеральных университетов, повысить уровень высшего образования в федеральных округах за счет использования объединенного кадрового и ресурсного потенциала федеральных университетов, привлекать предприятия и организации  в качестве основных работодателей для формирования  востребованных компетенций  при разработке собственных стандартов. Повысить уровень научных исследований  в макрорегионе при совместной реализации магистерских программ за счет интегрированной научной базы.  В целом, несмотря на объективные трудности,  возникающие вопросы, реализация сетевого взаимодействия это работа на перспективу и на позитивные изменения в системе образования.