Многополярная, динамичная, все более усложняющаяся информационная среда, благодаря процессам мировых трансформаций и включению новых технологий, становится новой средой обитания и саморазвития человечества. В этих условиях современному журналисту приходится управлять информационным полем, формируя новую профессиональную парадигму, осознавая перспективы технологического развития креативных индустрий, и прогнозировать общекультурное, социальное и политическое развитие общества. Все более совершенные интерфейсы (точки перехода в виртуальные вселенные) открывают широкие возможности применения технологий искусственного интеллекта, VR/AR в культурно-просветительских и медийных проектах.


Практически все профессиональные сферы, связанные с креативными индустриями, опираются на обучающие цифровые практики. Не перестают быть актуальными междисциплинарные исследования, которые так или иначе соотносятся с тематикой развития человека и общества в условиях сложной цифровой среды.


Научно-исследовательский потенциал кафедры

Сотрудники кафедры участвуют в выполнении научно-исследовательских работ в Казанском университете по развитию цифровой среды и цифровой социализации.

  1. Андреева Ю., Шакурова А., Якупова А., Косокина И. Нарративный анализ мотивационных структур гражданской активности студенческой молодежи при создании культурно-просветительских обучающих проектов.
  2. Андреева Ю., Витушкин А., Косокина И. Информационные стратегии предотвращения деструктивного поведения гражданского активизма в криминальной молодежной субкультуре.
  3. Даутова Р.  Особенности формирования доверия к научному видеоконтенту на медиаплатформе YouTube.
  4. Даутова Р., Белоусов Е.  Медиаиммунитет как необходимое условие медиабезопасности молодежи в социальных сетях.

  5. Газизов Р.Р.,  Квачегина А.Э. Развитие инфографики в общенациональном масс-медиа

  6. Газизов Р.Р., Шешняева В.С.  Сценарная специфика видеоклипов в жанре хип-хопа (на медиаматериале российских исполнителей)

  7. Газизов Р.Р., Деменьтева К.В. Трансформация российского цифрового медиапространства в 2022 г. (структурные и содержательные особенности). 

  8. Зайни Р.Л., Галиева Р.М., Гусейнова А.А. Тенденции развития татарской блогосферы

  9. Спирчагова Т.А., Фефилов Ф.А., Газизов Р.Р. Верификация контента в публичных коммуникациях: концепции «Эхо-камеры» и «Пузыря фильтров».

  10. Спирчагова Т.А. Конфликтное поведение журналистов как фактор изменения ценностных ориентаций в обществе

  11. Спирчагова Т.А., Никитина С.Е. Media literature and its impact on people's culture

  12. Хузеева Л.Р., Хасанов Р.Р. Подкаст о литературе: типы ведения сторителлинга.

  13. Хузеева Л.Р. Regional television in the structure of public dialogue (on the example of television of the Republic of Tatarstan).

  14. Шакурова А.Р. Анализ медийных стереотипов в проектах о кей-поп (на примере «Восток дело жёсткое: как воспитывают k-pop звезд» и «Кей-поп. Самая жестокая фабрика звёзд»).

  15. Сайфуллина А.Р. Просветительская функция регионального телевидения на примере телеканала «ТАТАРСТАН – НОВЫЙ ВЕК».

  16. Ханиев Б.Р. Сюжет и его трансформации в процессе взаимовлияния кино и видеоигр.


Научное исследования кафедры связаны со следующими тематическими направлениями:

- психология метамира, коммуникативные стратегии и стратегии адаптации человека и ИИ;

- развитие экранных искусств;

- история и теория телевизионной журналистики;

- жанры телевизионной журналистики;

- семиотика телевизионного текста и стили коммуникации.

Тематика научных исследований кафедры

Андреева Ю.В. Ко-адаптация человека и искусственного интеллекта ситуации творческого взаимодействия в пространстве сингулярности медиасреды.

Байрактар М.Х. Этнодокументалистика, национальное кино, национальное и региональное Телевидение.

Газизов Р.Р. Динамика  функционирования социальных медиа и мессенджеров; геополитический дискурс в цифровом медиапространстве; медиаобразы политиков и бизнес-элиты в телевизионных коммуникациях.

Гусейнова А.А. Правовые основы деятельности аудиовизуальных средств массовой информации.

Даутова Р.В. Творческий проект как форма представления курсовой работы: требования и критерии оценивания.

Документальный форматный телефильм: современные парадоксы.

Наговицина Т.А. Портфолио как научно-творческое  досье студента.

Спирчагова Т.А. Лингвистическая экспертиза конфликтной интеракции пользователей: кибербуллинг в сетевом пространстве 

Ханиев Б.Р. - Состояния и трансформации игровой и киберспортивной среды в контексте современных журналистских медиаявлений.

Хузеева Л.Р. Драматургия и сторителлинг в продуктах медиакультуры, нарративные стратегии в подкастах, медиаобразование.

Шакурова А.Р. Международные стажировки и тесты на знание иностранного языка (для ППС и обучающихся).

В целях повышения квалификации профессорско-преподавательского состава кафедры при кафедре телевещания и телепроизводства работает учебно-методический семинар. В рамках семинара проводятся регулярные встречи со студентами и магистрами, организуется творческая и научно-исследовательская работа.

Руководитель семинара: Шакурова Альбина Римовна