Академия наук Республики Татарстан и факультет журналистики и социологии Казанского (Приволжского) федерального университета провели круглый стол «Проблемы и перспективы современного национального кино: Кино, которое ты любишь». Инициатором его явился оргкомитет II студенческого телевизионного фестиваля «TVое время - 2011» и кафедра теории и практики электронных средств массовой информации КФУ.
Участниками круглого стола стали зав. кафедрой кино-видеоискусства КГУКИ, киновед, кандидат исторических наук, заслуженный деятель искусств РТ, член Союза кинематографистов России, доцент Елена Петровна Алексеева, известный в Казани режиссер, руководитель Казанской молодежной студии, мастер курса режиссуры КГУКИ Алексей Александрович Барыкин, телережиссер Ахтям Исмагзамович Зарипов, креативный продюсер продюсерского центра «Иман» Эллина Нафисовна Насибуллина, руководитель пресс-службы АН РТ, кандидат исторических наук, доцент Резида Вагизовна Даутова, зав. кафедрой теории и практики электронных средств массовой информации КФУ, доктор пед. наук, профессор Елена Сергеевна Дорощук, преподаватели и студенты отделения журналистики и связей с общественностью КФУ и АСО (КСЮИ).
Вела круглый стол доктор искусствоведения, музыковед, доцент кафедры теории и практики электронных средств массовой информации Татьяна Сергеевна Сергеева.
Главная проблема, которая была поставлена Татьяной Сергеевой перед участниками круглого стола, - это проблема востребованности кинопродукции аудиторией. На современном этапе много говорится о том, какое кино смотрит современный зритель. Это позволяет определять кино, включая и национальное, как особую территорию – ее специфика явно или скрытно высвечивает разные оттенки этого территориального феномена. Кино – территория зла? Или кино – это стремление к добру и свету?
Современное кино – оно разное. С этих размышлений начал свое выступление Алексей Барыкин. Он обозначил одну из главных проблем современного киноискусства – проблему воспитания зрительского вкуса. Воспитанный зритель смотрит высокое кино, так как он его понимает и принимает. А если уровень развития зрительской культуры невысок, то и требования к продукту кинодеятельности – также будут невысокими. Отсюда и широкое распространение разной кинопродукции: от самых высоких образцов до широкой массовой поделки. Никто не мешает, сейчас особенно, аудитории смотреть только хорошие фильмы, подчеркнул А.Барыкин, однако этого не происходит. Востребованными являются и те картины, художественная ценность которых вызывает сомнение.
Елена Алексеева обозначила еще один аспект данной проблемы. В любые времена было хорошее и плохое кино, иначе и быть не могло. Особо сложно было в девяностые, когда понадобилось много сил и энергии, а также мудрости и выдержки, чтобы сохранить то в кинематографе, что было создано за предыдущие годы. Это как бы своеобразный фильтр, через который прошли далеко не все фильмы: многие отсеялись в силу разных причин, в том числе и по причине несоответствия зрительским потребностям. Но осталась классика кино, которая, как известно, не подвержена временной коррозии и потому вечна и молода. Остались также и новые фильмы, среди которых тоже немало совершенно замечательных картин. Продолжая мысль А.Барыкина, Елена Алексеева сказала о том, что зрителя в принципе можно и нужно воспитывать, также как и создателей фильмов: режиссера, оператора, сценариста и пр. «Вот в КГУКИ на кафедре кино-видеоискусства такой воспитательный процесс идет уже третий год. Мы прививаем студентам факультета кино и телевидения хороший вкус, пытаемся рассказывать о хорошем кино и показывать его. Сейчас таких возможностей гораздо больше, чем это было двадцать или десять лет назад. Интернет, например, дает возможность знакомиться с разными фильмами, в том числе и с высоким кино. И главное сформировать у человека установку на постижение высокой кинокультуры. Если человек хочет, то у него есть возможность посмотреть все фильмы – доступ неограничен. Наши студенты не только учатся смотреть хорошее кино, они его учатся делать».
Елена Алексеева представила сборник учебных студенческих фильмов, которые были удостоены в разное время престижных наград конкурсов и фестивалей. Один из них – фильм студентки КГУКИ Гульнары Ахметовой «Ключ» участники круглого стола посмотрели и обсудили.
Конкурсы для творческого человека, особенно, связанного с кино – это возможность показать свою творческую натуру, а также завоевать популярность и признание. Первые шаги студенты делают на фестивале любительского студенческого кино, который проводится уже третий год в Республике Татарстан.Об этом говорила в своем выступлении Эллина Насибуллина.
Она подчеркнула широкий интерес к фестивалю, который привлек в ряды его участников представителей не только отечественных вузов, но и студентов из Литвы, Турции и других стран ближнего и дальнего зарубежья. В прошлом году фестиваль обрел имя – «Дан», что в переводе с татарского означает успех. Главным девизом и критерием фестиваля поэтому становится установка на создание доброго кино. Эллина Насибуллина подчеркнула, что кино, по мнению устроителей фестиваля, должно нести добро, настраивать на светлое в человеке, служить созиданию. Одним из примеров широкого интереса к фестивалю является и активное участие в нем лиц, отбывающих срок в Свияжской колонии. Осужденные также являются создателями любительских фильмов и намерены принять участие в фестивальной программе. В этом году она также будет содержать работы по четырем номинациям: игровое кино, документальное кино, анимация, музыкальные клипы.
О студенческом телевизионном фестивале, который второй год проходит на отделении журналистики КФУ, говорила зав. кафедрой теории и практики электронных средств массовой информации КФУ Елена Дорощук. Она подчеркнула его интерактивный характер, новизну и национальную специфику. Это такая форма работы, которая объединяет множество направлений: стимулирование авторского творчества будущих тележурналистов; образовательную деятельность, в которой принимают участие заслуженные и признанные авторы и тележурналисты (именно под эгидой фестиваля родились недели Мастеров телевидения и кино, которые сейчас активно используются и в текущем учебном процессе); демонстрация и презентация авторских работ в Интернете на страницах фестиваля и др. Такого рода работы всегда с интересом принимаются студентами. Границы фестиваля расширяются: в нем принимают участие не только студенты КФУ, но и других вузов, фестивальные программы как продолжающиеся длятся на протяжении всего учебного года и находят свое воплощение не только в образовательных проектах, но и в оригинальных творческих работах, которые получают признание на других более высоких форумах. «Мы находим большую пользу в подобного рода фестивальных занятиях, несмотря на их малый возраст. Надеемся на развитие и расширение подобного вида работы со студентами».
О кадровой проблеме в современном национальном кино говорил Ахтям Зарипов. Он обратил внимание участников круглого стола на то, что в последнее время нет вливания молодой силы в кинематограф Татарстана. «Мы повторяем бывшие успехи. А это не движение вперед. Надо двигаться дальше, но для этого нужны силы, а их я на сегодняшний момент не вижу. Наверное это и потому, что не сформирована общая идея развития кино в нашей стране и республике, а без идеи развивать что-либо очень трудно».
Алексей Барыкин согласился с тем, что кадровая проблема действительно достаточно остро стоит в национальном кино. По сути, выпало одно из поколений учителей - те, кому сейчас 40-50 лет, и кто должен передавая опыт, воспитывать молодых. Они уехали из республики – это и Марина Разбежкина, и Фарид Галлиев, и Сергей Литовец и Рафик Галлеев и многие известные теперь за пределами республики режиссеры и операторы. Хотелось бы, чтобы от нас не уезжали, чтобы преемственность была реальной и тогда будет смена поколений, передача опыта и развитие национального кино. То же можно сказать и об институте продюсеров. Они в России сейчас едва ли не самые образованные и компетентные люди: у них есть деньги и они знают, в какой фильм можно вложиться, чтобы он их отработал.
Есть еще одна проблема, касающаяся содержания кинематографической продукции. Это проблема новизны тем и форм современного кино. Зритель, как подчеркнул Алексей Барыкин, устает смотреть одно и то же. Ему требуется разнообразие – иными словами новизна. И поиск этой новизны – тоже задача режиссера. Глотком свежего воздуха является нечто самобытное и неожиданное. Совмещение интересов зрителя и высокого мастерства художника позволит кино заработать в полную силу. Пример – японское и китайское современное кино, которое стало открытием последних лет. Этника – всегда намного интереснее, чем может создать воображение человека, иногда граничащее с безумием. Этническое, близкое каждому, одновременно может являться и источником вдохновения для тысяч зрителей. Уверяю вас, если мы перестанем подражать тем же американцам и создадим нечто самобытное – это будет настоящим открытием и вызовет неподдельный интерес.
Резида Даутова поддержала выступление Алексея Барыкина, сделав акцент на том, что сейчас кино также как и другие сферы искусства и науки, находится под влиянием процессов глобализации. Такие процессы вызывают к жизни и явления универсализации, стандартизации, что не может не коснуться продукции кинематографа. Ведь он – явление массовое, распространенное, безграничное. И не учитывать этих факторов при размышлении над будущим национального киноискусства нельзя. Татарстанское кино, в частности, татарское кино, также глобализируется. Есть много примеров такого рода явлений, которые оказывают воздействие как на качество, так и на востребованность кинопродукции татарских кинематографистов. Подготовка мастеров в этой области, которая ведется у нас в республике, требует пристального внимания и со стороны педагогов, и со стороны официальных лиц. Ученым тоже предстоит осмыслить процессы, протекающие сейчас в киноиндустрии национального уровня. Задач, иными словами, много. Решать их надо и нынешний круглый стол стал одной из форм, предложенных педагогическим сообществом, для активизации обмена опытом в области кино и телеобразования. Это позволит в дальнейшем выработать конкретные решения, способствующие снятию многих проблем, которые сегодня обсуждались.
Подводя итоги круглого стола, участники пришли к выводу о том, что современное киноискусство Республики Татарстан требует пристального внимания. Необходимо рассмотреть различные траектории его развития, дать обоснованную характеристику перспективам кино в Татарстане, обозначить проблемы, требующие немедленного разрешения. Одним из ярких примеров стимулирования общественной и творческой мысли в РТ по проблемам кино становятся фестивали, предлагающие активизацию творческого внимания и воспитывающие вкус зрителя к разнообразным кинопродуктам. Одним из наиболее значимых для воспитания юной смены кинематографистов и тележурналистов является студенческий фестиваль – один из молодых, но перспективных видов образовательной и популяризаторской деятельности в этой сфере. Участие студентов в подобных форумах – очень важный воспитательный и образовательный момент в процессе становления профессионала. Фестиваль «Дан», межвузовский студенческий телефестиваль «TVое время» и другие подобные конкурсы способствуют формированию творческой атмосферы, так необходимой для будущего кинематографиста и тележурналиста.