Специфика дистанционного обучения отражается как на обучаемых, так и на преподавателях. Так как у обучаемых отсутствует личное общение с преподавателем, то структура учебно-методического материала при построении дистанционного курса должна быть простой в понимании. Следует не просто ограничиваться изложением учебного материала, а необходимо активно вовлекать обучаемых в учебный процесс. При переводе обычных курсов в дистанционные большая нагрузка ложится на преподавателей, подготавливающих эти курсы. Это связано с тем, что в учебно-методическом комплексе дистанционных курсов акцент необходимо переносить на практическое применение получаемых знаний, выполнение упражнений и контрольных заданий; следует уделить больше внимания системе самотестирования обучаемых и контрольным тестам, организовать активное общение обучаемых между собой, используя чаты и форумы.
В [1-4] представлен широкий круг проблем, связанных с проектированием высококачественных дистанционных курсов, с учетом специфических требований дистанционного образования по сравнению с очным обучением. Учитывая эти проблемы, мы провели исследования в области проектирования электронных учебно-методических комплексов с целью разработки методической основы создания дистанционных курсов в помощь преподавателям, создающим курсы для дистанционного обучения. Цель курсов дистанционного обучения – научить самостоятельной работе студентов при использовании СДО как в очном, так и дистанционном обучении.
Методическое проектирование электронного учебного курса включает в себя:
1. Концепцию электронного учебного курса:
• формулировка целей;
• определение того, что будет знать, уметь и какие навыки получит студент после изучения курса;
• определение целевой аудитории курса;
• определение знаний, на которых основывается изучение курса;
• определение того, что является результатом изучения курса;
• выбор модели обучения (репродуктивная (энциклопедическая), творческая, комбинированный подход);
• выбор методов и приемлемых средств обучения (учебные материалы в варианте для печати, в гипертекстовом формате и т.д.).
2. Технологию обучения по курсу - это модель процесса обучения с точки зрения преподавателя:
• изучение программы учебного курса (учебный план);
• изучение темы по электронным материалам (конспекту лекции, аудио и видео материалы и др.);
• изучение дополнительной литературы;
• тесты для самопроверки знаний;
• обсуждение учебных тем на форуме, общение в чате;
• выполнение практических заданий (упражнения, контрольные работы, рефераты);
• промежуточный контроль (тестирование);
• итоговое тестирование.
3. Определение состава команды разработчиков курса:
• используется модель «группа разработчиков» в составе: преподаватели специальных дисциплин, специалисты в области web-технологий и др. или в работе над курсом используется подход «автор-редактор».
4. Структуру учебно-методического комплекса дистанционного курса, а это
• рабочая программа по дисциплине;
• методические рекомендации по изучению курса;
• учебно-методическое пособие (конспект лекций по курсу);
• учебно-практическое пособие (чередуются теоретическая часть, практические решения в области изучаемого курса, вопросы и тесты для самопроверки и решений тренировочных практических заданий);
• образец выполнения задания;
• методические указания к лабораторным работам;
• методические указания по выполнению курсовой работы;
• тестовые вопросы для самоконтроля;
• тестовые вопросы для промежуточного контроля;
• практические задания (упражнения, контрольные работы, рефераты);
• вопросы к зачету;
• вопросы к экзамену.
5. Выбор информационных технологий для создания контента дистанционных курсов:
• использование LMS;
• разработка курса в одной из систем создания электронных курсов;
• разработка электронных материалов в формате Microsoft Word, Adobe Acrobat, Power Point, Microsoft Excel и др.;
• использование аудио, видео, GIF- и flash-анимации, 3D-графики.
6. Формирование перечня видов деятельности обучающихся и методики обучения по курсу – это модель процесса обучения со стороны обучаемого:
• знакомство с учебным планом изучаемого курса;
• знакомство с методическими рекомендациями по изучению курса;
• изучение электронных учебных материалов;
• самоконтроль, с использованием тестов (без оценок);
• решение практических заданий;
• выполнение контрольных тестов;
• обсуждение возникших вопросов на форуме и в чате;
• итоговое тестирование;
• написание рефератов.
Литература
1. INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN DISTANCE EDUCATION FOR INFORMATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION SPECIALIZED TRAINING COURSE (IITE TRAINING MATERIALS). URL:
http://kenya-seminar.iite.ru/docs/Modules_DE_1.pdf (дата обращения 04.03.2010).
http://kenya-seminar.iite.ru/docs/Modules_DE_2.pdf (дата обращения 04.03.2010).
http://kenya-seminar.iite.ru/docs/Modules_DE_3.pdf (дата обращения 04.03.2010).
2. Информационные и коммуникационные технологии в дистанционном образовании: Специализированный учебный курс / пер. с англ. / Майкл Г. Мур, Уэйн Макинтош, Линда Блэк и др. – М.: Издательский дом «Обучение–Сервис», 2006. URL: http://www.iite.ru/img/upload/IKT_distanc_obr.qxd.pdf (дата обращения 04.03.2010).
3. Моисеева М.В., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Нежурина М.И. Интернет_обучение: технологии педагогического дизайна. — М.: Издательский дом «Камерон», 2004. , 216 с. URL:
http://iatp.projectharmony.ru/publications/Internet-2004.pdf (дата обращения 04.03.2010).
4. Rice W., Moodle E-Learning Course Development: A complete guide to successful learning using Moodle / W. Rice. – Packt Publishing. – 256 p. URL:http://www.kemsma.ru/rio/rice.pdf (дата обращения 04.03.2010).