Доцент кафедры неотложной медицинской помощи и симуляционной медицины Института фундаментальной медицины и биологии Казанского федерального университета Юлия Валеева выступила с докладом на круглом столе «Первая помощь. Совершенствование правового регулирования», прошедшем в Госдуме России. Она представила проект разрабатываемой в КФУ образовательной программы, которая может быть внедрена по всей стране.

Круглый стол в Государственной Думе РФ прошел под председательством главы комитета по охране здоровья Дмитрия Хубезова. В ходе заседания специалисты профильных министерств и практики обсудили вопросы развития тактической медицины, военно-медицинской подготовки, оказания первой помощи на железнодорожном транспорте и гражданских воздушных судах. Также поднимались темы подготовки квалифицированных инструкторов, единой системы обучения, понятных алгоритмов и критериев оценки.

Доклад руководителя образовательной лаборатории «Новые профессиональные компетенции по здоровьесбережению» КФУ Юлии Валеевой был посвящен повышению значимости обучения первой помощи педагогов образовательных учреждений. Отмечено, что согласно законодательству навыками оказания первой помощи должнен обладать весь педсостав. Она также акцентировала внимание на необходимости разработки алгоритма действий в школах при возникновении неотложных ситуациях.

«В настоящее время порядок обучения первой помощи в нормативных правовых актах не конкретизирован и порой проводится формально. В КФУ мы начали разработку образовательной программы, которая может быть внедрена на всей территории России. В качестве первой инициативы для ее запуска 21–22 сентября проведем научно-практическую конференцию "Первая помощь в образовательных учреждениях. Спаси жизнь…"», – сообщила Валеева.

По мнению доцента КФУ, при возникновении неотложной ситуации в образовательных учреждениях должен быть выстроен четкий алгоритм действий. При необходимости педагог должен быть способен оказать первую помощь ребенку.

Также Валеева сообщила о результатах проведенного Казанским университетом опроса сотрудников социальных предприятий и социально ориентированных организаций о значимости обучения первой помощи. Результаты демонстрируют, что 88,9 процентов считают необходимым проводить именно практические занятия, а не просто лекции. 91,7 процентов опрошенных заявили, что сотрудники целевой группы должны уметь оказывать первую помощь. В 72,2 процента случаев организации готовы направить на обучение своих сотрудников, понимая значимость оказания первой помощи.

«Конечно, нужно уходить от лекционного формата и онлайн-обучения. Занятия по оказанию первой помощи должны быть практическими, чтобы сформировать у человека "мышечную память"», – резюмировала она.

Автор: Кристина Иванова, фото из личного архива Ю. Валеевой