Психолог – это специалист, изучающий закономерности психической деятельности отдельного человека и различных социальных групп для того, чтобы научиться ее регулировать и управлять ею.

Психологи бывают разные. В чем же их отличия?

1. Психолог-практик. Казалось бы, его цель – психологическая помощь людям в разных жизненных ситуациях, но делать это можно по-разному, опираясь на разные подходы к пониманию человека и, следовательно, на разные методы. Поэтому среди практиков в психологии есть специалисты разных направлений: гештальтисты, психоаналитики, арт-терапевты, НЛП-сты, драматисты, семейные консультанты и пр. В вузе, конечно, познакомят со всеми премудростями большинства психологических школ, но практические навыки часто требуют дополнительной специализации, которая возможна только на базе общего психологического или медицинского образования (иначе диплом «гештальтиста», например, не будет иметь юридической силы).

Психологи-практики так же различаются из-за ведущего функционала, в зависимости от того, какие умения в большей степени требуется от специалиста работодателю.

· Есть психолог-консультант, который опираясь на психологические приемы, проводит с людьми беседы, продвигает человека в понимании себя и причин затруднений. В этом очень помогает умение слушать, коммуникативные навыки, которые развиваются в процессе обучения. Кстати, сейчас очень модно использовать еще один термин – коуч (личностный тренер). Это тот же консультант, но с фиксацией на будущем, на поддержке и развитии клиента в пути достижений профессиональных и личных целей. Имея базовое психологическое образование, будет легко понимать причины затруднений, которые ограничивают клиента в его личностном росте.

· Есть психолог-диагност, специализирующийся на описании психической индивидуальности, когда необходима экспертиза (педагогическая, клиническая, трудовая и пр.). Он, как правило, работает с разными тестами, наблюдениями и лабораторными пробами.

· Есть групповой психолог (или ведущий тренингов), который через организацию групповых процессов налаживает взаимодействие людей в коллективе, помогает решить не только групповые, но и иногда личностные проблемы, формирует и развивает определенные навыки.

· Есть психолог-методист, который сосредоточен на составлении программ и методичек различных психологических мероприятий, тренингов. Это требует от специалиста умения прогнозировать запросы населения, а также научно-методологического кругозора и знания профессиональных новшеств.

Иногда в работе специалиста требуется расширенный функционал: и консультирование, и диагностика, и тренинговая работа с просвещением. Но в некоторых организациях все же есть уклон к стороне узкой специализации. Например, в общеобразовательных сферах, некоторых медицинских учреждениях, в сфере подбора кадров есть большой запрос на психодиагностику и описание состояний, личностных характеристик клиентов. В бизнес-сфере есть потребность, чтобы психолог умел работать с группой, проводить тренинги, развивать способности работников. При работе с молодежью, например, большая роль отводится просветительской деятельности и тогда психолог должен уметь в доступной форме преподносить полезную информацию. Поэтому людям с разными умениями и личностным складом есть место в этой профессии.

2. Психолог-ученый. Его цель - с помощью разных методик и экспериментов выявлять закономерности, особенности устройства и механизмы психической деятельности, создавать теории. Обычно его работа требует усидчивости, любознательности и аналитического склада ума. Здесь знание математики весьма пригодится, ведь гипотезы надо статистически подтверждать. При этом работа психолога-исследователя сопряжена с поездками на конференции, симпозиумы по всему миру, где в спорах и обсуждениях рождаются новые истины.

3. Преподаватель психологии. Эта профессия требует больших теоретических знаний в области психологии и современной науки, а также педагогических навыков для работы с аудиторией.