Анисимов В.Д., Кондратьев К.В.

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

Полный текст PDF

doi:10.26907/2079-5912.2023.3.53-57

Для цитирования:  Анисимов В.Д., Кондратьев К.В. От «толпы» до «массы» в социально-философской мысли XIX-XX вв. // Казанский социально-гуманитарный вестник.  – 2023. – №3 (60) – С. 53-57. doi:10.26907/2079-5912.2023.3.53-57.

For citationAnisimov V. D., Kondratiev K. V. From “crowd” to “mass” in the social-philosophical studies of the XIX-XX centuries // The Kazan socially-humanitarian bulletin. - 2023. - No.3 (60) – С.53-57. doi:10.26907/2079-5912.2023.3.53-57.

Аннотация. В статье анализируется трансформация представлений о феномене «масс» в социально-философской мысли XIX-XX вв. Демонстрируются истоки формирования негативной коннотации категории «толпы», сформированной высокомерными суждениями аристократов, свысока смотрящих на бунтующие массы. Как следствие, произошло смешение предметов социологии и психологии толпы, которое повлияло на социально-философское осмысление поведения масс, а характеристики бунтующих толп были экстраполированы на категорию «массы». Концепция «публики» Г. Тарда позволяет разглядеть отличительные черты и положительные особенности масс, которые явили себя миру с развитием массовой коммуникации.

Ключевые слова: масса, толпа, публика, человек-масса, массовое сознание.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Тэн И. Происхождение общественного строя современной Франции. – СПб.: Издание И. И. Билибина, 1880. – 543 с.
  2. Лебон Г. Психология народов и масс. – М.: АСТ, 2016. – 320 с.
  3. Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. – 445 с.
  4. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – М.: АСТ, 2016. – 256 с.
  5. Соколова Я.С. Феномен восстания масс и его социально-антропологические последствия // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 5–3. – С. 33–36.
  6. Бодрийар Ж. В тени молчаливого большинства… // Ж. Бодрийар, К. Ясперс / Призрак толпы. – М.: Алгоритм, 2008. – C. 186–241.
  7. Гоноцкая Н.В.  Масс-медиа в современном социокоммуникативном пространстве // Философская мысль. – 2018. – № 7. – С. 42–54.
  8. Тард Г. Общественное мнение и толпа. – М.: АСТ, 2021. – 256 с.
  9. Попова В.О. Роль средств массовой информации в формировании стереотипов массового сознания // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2015. – №2 – С. 88–94.
  10. Алхазова, М. Г. Роль и функции СМИ в современном обществе // Современная наука и инновации. – 2022. – № 2(38). – С. 251–257.


Информация об авторах

Анисимов Виталий Дмитриевич, аспирант, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, кафедра общей философии.

e-mail: vitalik.anis@mail.ru

Кондратьев Константин Владимирович, кандидат философских наук, доцент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, кафедра общей философии.

e-mail: kons-kondrat@yandex.ru