Описание ОПОП

Целью основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки 20.04.02 Природообустройство и  водопользование, профиль «Безопасность и реабилитация территорий природных и техногенных катастроф»,  является получение образования, позволяющего выпускнику решать проблемы техносферной и экологической безопасности, проблемы реабилитации пострадавших в результате катастроф и стихийных бедствий территорий и акваторий.

Важность подготовки специалистов по данной программе связана с необходимостью решения вопросов безопасности и экореабилитации территорий/акваторий, пострадавших в результате участившихся в 21-м веке природных катаклизмов (климатические изменения, засухи), стихийных бедствий (наводнения, потопы, подтопления, пожары) и техногенных катастроф (взрывы, аварии, нефтяные разливы, широкомасштабное загрязнение). 

Программа направлена на качественную профессиональную подготовку выпускника в соответствии с уровнем развития техники и технологий в области природообустройства и водопользования, и включает освоение дисциплин и практик, направленных на освоение  знаний, умений и навыков, необходимых при создании методик, технологий и проектов экологической реабилитации.

В области воспитания общими целями основной образовательной программы являются формирование социально-личностных качеств обучающихся: целеустремленности, организованности, трудолюбия, личной ответственности за будущее планеты, гражданственности, коммуникативности, толерантности, а также повышение их общей культуры. При этом используются особенности эколого-природоохранной научной школы Казанского федерального университета, направленной на экологическое воспитание и применение инженерно-экологических знаний для оптимизации и улучшения экологической ситуации в Приволжском федеральном округе. Это особенно важно в условиях современных климатических изменений, антропогенного воздействия, участившихся природных и техногенных катастроф и их последствий. Программа включает в себя необходимый набор дисциплин в нужной последовательности, обеспечивающий подготовку специалистов в данной области.

Области профессиональной деятельности и сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие ОПОП ВО, могут осуществлять профессиональную деятельность соответствуют направленности (профилю) ОПОП ВО:

химическое, химико-технологическое производство (в сфере природоохранных (экологических) технологий);

 сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности (в сферах: проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации природно-техногенных комплексов; охраны земель различного назначения; рекультивации земель, нарушенных или загрязненных в процессе антропогенных воздействий, в том числе в процессе природопользования; охраны и восстановления водных объектов; природоохранного обустройства территорий; водоснабжения сельских поселений, отвода и очистки сточных вод, обводнения территорий).

Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях профессиональной деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника.

Нормативный срок освоения ОПОП подготовки магистра  в рамках направления подготовки при очной форме обучения – 2 года.

Возможные места работы:

Лаборатория оптимизации водных экосистем ИУЭиФ КФУ является базой практик и местом проведения занятий студентов кафедры при подготовке по направлению «Природообустройство и водопользование» (в соответствии с положением лаборатории).

Лаборатория оснащена экспедиционным и лабораторным оборудованием, необходимым для проведения полевых и лабораторных исследований по изучению экологического состояния природных объектов и проведения экологических изысканий на природных объектах, являющихся объектами природообустройства и водопользования.

Полевое экспедиционное оборудование включает водный транспорт (лодки), приборы и средства для измерения географических координат, отбора проб воды и донных отложений (батометры, дночерпатели разных конструкций, планктонные сети, сита и т.п.),  измерения скорости течения (вертушки), физико-химических исследований (термометры, кислородомеры, оксиметры и др.), измерений (рулетки и др.).  

Лабораторное стационарное оборудование включает в себя оптическое оборудование и устройства (микроскопы и бинокуляры разных конструкций, лупы, оптические приставки и т.п.), приборы для физико-химических исследований,  оборудование для препарирования и подготовки проб.

Специально оборудованные экологические кабинеты и аудитории кафедры Природообустройства и водопользования ИУЭиФ КФУ для обеспечения учебного процесса включают в себя:

В ходе занятий обучающиеся имеют возможность участвовать в полевых исследованиях, проводить лабораторные исследования и определения, пользоваться учебно-музейными экспонатами, учебно-методической литературой, базами данных, проектными аналогами. При подготовке большое внимание уделяется обучению основам проектирования (в штате кафедры работают также проектировщики) с организацией выставок лучших проектов.