Емелин Д.В., Шиняева О.В.

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

Полный текст PDF

doi:10.26907/2079-5912.2023.1.25-30

Для цитированияЕмелин Д.В., Шиняева О.В. Студенты высших учебных заведений как основа формирования интеллектуального класса в России // Казанский социально-гуманитарный вестник.  – 2023. – №1 (58) – С. 25-30. doi:10.26907/2079-5912.2023.1.25-30.

For citationEmelin D.V., Schinyaeva O.V. Students of higher educational institutions as the basis for the formation of an intellectual class in Russia // The Kazan socially-humanitarian bulletin. - 2023. - No.1 (58) – С. 25-30. doi:10.26907/2079-5912.2023.1.25-30.

Аннотация. В статье исследован процесс формирования интеллектуального класса в информационном обществе, особенности его зарождения и воспроизводства в России. Проведен анализ работ зарубежных и отечественных социологов, посвященных проблеме идентификации интеллектуального класса, на основе которого построена его структурная модель. В качестве основных критериев предложены: ориентация на получение качественного образования, готовность к производительному интеллектуальному труду, способность к новым идеям, самоорганизация в команды, ориентация на инновационное предпринимательство. Данные критерии применены к современным студентам вузов, чтобы выявить степень их соответствия классу интеллектуалов. Обобщение результатов авторского социологического исследования позволило констатировать: основные качества, определяющие интеллектуальный класс, формируются у разных категорий студентов с различной интенсивностью. Отсутствие практически полезных результатов от интеллектуальной деятельности снижает мотивацию студентов к осуществлению инновационной активности.

Ключевые слова: интеллектуальный класс, система высшего образования, студенты вузов как интеллектуальная элита.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. - М.: Academia, 2004, 788 с.
  2. Бауман З. Законодатели и толкователи: Культура как идеология интеллектуалов [Электронный ресурс] // Неприкосновенный запас. 2003. № 1 (27). URL: http://magazines.russ.ru/nz/2003/1/baum.html
  3. Фуллер С. Социология интеллектуальной жизни: карьера ума внутри и вне академии. - М.: Издательский дом «Дело», 2018. – 381с.
  4. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. –  М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2007. – 421 с.
  5. Иноземцев В. Л. «Класс интеллектуалов» в постиндустриальном обществе // Социологические исследования. - 2000. - №6. - С.67-77.
  6. Фадеева И. М., Федосеева М. В. Интеллектуальный класс: новые контуры идентичности и функциональности (социологический аспект) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. - 2020. - №4 (841). - С.310-326.
  7. Горчицкая Е. А. Интеллектуальная элита с позиций философии: структура и функции // Вестник ОмГУ. - 2011.№4. - С.207-210.
  8. Андреев А. Л. Интеллектуальные среды: концептуальная перспектива глазами социолога // Вестник Российской академии наук. - 2015. - Т. 85. - № 4. - С. 321-328.
  9. Шиняева О.В., Акманаева Д.Х. Научная активность студентов высших учебных заведений как фактор формирования профессиональной культуры // Образование и общество. – 2011. - №4. – С.61-68


Информация об авторах

Емелин Дмитрий Владимирович, аспирант, Ульяновский государственный технический университет, гуманитарный факультет, кафедра «Политология, социология и связи с общественностью».

Е-mail: don.de82@yandex.ru

Шиняева Ольга Викторовна, профессор, доктор социологических наук, Ульяновский государственный технический университет, профессор кафедры «Политология, социология и связи с общественностью».

Е-mail: olses@rambler.ru