Р.Р. Суфиева

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, 420008, Россия

Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева – КАИ, г. Казань, 420111, Россия

 

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

Полный текст PDF

DOI: 10.26907/2541-7738.2022.5.32-46

Для цитирования: Суфиева Р.Р. Способы отражения тематики издания в названиях газет и журналов рекламного характера о досуге // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2022. – Т. 164, кн. 5. – С. 32–46. – doi: 10.26907/2541-7738.2022.5.32-46.

For citation: Sufieva R.R. Ways of expressing the thematic focus in the names of newspapers and magazines advertising leisure activities. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2022, vol. 164, no. 5, pp. 32–46. doi: 10.26907/2541-7738.2022.5.32-46. (In Russian)

Аннотация

В статье исследованы названия газет и журналов рекламного характера, посвященные досугу (197 гемеронимов). Востребованность рекламной периодики и постоянное появление новых газет и журналов, целью которых является стимуляция потребительского спроса, актуализируют проблемы номинации такого рода изданий и подчеркивают необходимость их изучения. Анализ классификации мотивировочных признаков, на которых основаны наименования газет и журналов рекламного характера о досуге, показал, что ведущим принципом номинации является отобъектный. С помощью метода ключевых слов и ключевых смыслов выделено шесть подгрупп гемеронимов, отражающих тематическую направленность газеты или журнала. Сделаны предварительные выводы о предпочтениях современного русского лингвокультурного сообщества и ценностях, пропагандируемых рекламными периодическими изданиями.

Ключевые слова: гемеронимы, рекламные периодические издания, досуг, принципы номинации периодических изданий рекламного характера, ключевые слова, ключевые смыслы

Литература

  1. Скакодуб А.Ю. К субъектным и функциональным характеристикам рекламных изданий // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер. Социал.-гуманит. науки. – 2006. – № 8. – С. 44–48.
  2. Мельникова А.В. Особенности функционирования рекламного издания на региональном медиарынке (на примере журнала «Торговля и производство Белгородской области») // Науч. ведом. БелГУ. Сер. Гуманит. науки. – 2014. – № 26, Вып. 24. – С. 110–118.
  3. Абовян А.В. Рекламные издания: исторический и типологический аспекты: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Ростов н/Д., 2004. – 26 с.
  4. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов / Пер с англ. А.Д. Шмелева. – М.: Языки славян. культуры, 2001. – 287 с.
  5. Майданова Л.М., Соломатов С.И., Федотовских Т.Г., Чудинов А.П. Слово и ключевые смыслы в современных медиа-текстах. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. – 231 с.
  6. Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий (на примере специальных журналов). – Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. – 96 с.
  7. Головин Ю.А. Журнальная периодика: типологические характеристики // Вопр. теории и практики журналистики. – 2012. – № 2. – С. 72–82.
  8. Типология периодической печати / Под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. – М.: Аспект Пресс. – 2009. – 236 с.
  9. Грабельников А.А. Типология прессы: история, теория, практика / Под ред. В.В. Тулупова. – Воронеж: Изд. дом ВГУ, 2019. – 204 с.
  10. Голев Н.Д. О принципах номинации и методах их исследования. – URL: http://lingvo.asu.ru/golev/articles/z66.html, свободный.
  11. Крюкова И.В. Рекламное имя: от изобретения до прецедентности. – Волгоград: Перемена, 2004. – 286 с.
  12. Позднякова Е.Ю. Принципы и способы номинации коммерческих объектов городского пространства // Коммуникативные исследования. – 2020. – № 1. – С. 77–98. – doi: 10.24147/2413-6182.2020.7(1).77-98.
  13. Рут М.Э. Образная номинация в русской ономастике. – М.: URSS: Изд-во ЛКИ, 2008. – 188 с.
  14. Muhametzyanova L.R., Mardieva L.A., Kara-Murza E.S. Name of the newspaper: Communicative-functional approach // Natl. Acad. Manage. Staff Cult. Arts. – 2017. – V. 4, No 2. – P. 90–93.
  15. Muhametzanova L.R., Mardieva L.A. Key meanings transmitted by the names of Russian newspapers and magazines of the Soviet era (1917–1991) // Int. J. Innovative Technol. Explor. Eng. – 2019. – V. 9, No 1. – P. 5142–5145. – doi: 10.35940/ijitee.a9216.119119. 
  16. Фонякова О. Ключевые слова в художественном тексте // Sborník prací Filozofické fakulty brněnské univerzity. Studia minora Facultatis philosophicae Universitatis Brunensis. – 1985. – V. 34, No A33. – P. 141–145.
  17. Mukhametzyanova L.R., Mardieva L.A., Chudinov A.P. The titles of newspapers and magazines as artifacts of the epoch // J. Res. Appl. Linguist. – 2020. – V. 11, Spec. Iss. – P. 400–405.
  18. Суфиева Р.Р., Мардиева Л.А. Названия русскоязычных газет и журналов, рекламирующих недвижимое имущество: семантика и прагматика // Филология и культура. – 2022. – № 1. – С. 102–109. – doi: 10.26907/2074-0239-2022-67-1-102-109.
  19. Смирнова Е.А., Лежайская Д.А. Шоппинг-гид как тип издания // Вестн. ВолГУ. Сер. 8: Литературоведение. Журналистика. – 2010. – № 9. – С. 90–96.
  20. Надыршина А.А. «Элитарность» как типообразующая характеристика премиум изданий // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2017. – № 2. – С. 71–76.
  21. Парсаданова Т.Н. Информационный экстаз. Особенности организации производства телевизионных информационных программ // Рос. предпринимательство. – 2003. – № 5. – С. 43–49.

Поступила в редакцию

22.06.2022

 

Суфиева Роза Рустамовна, соискатель кафедры прикладной и экспериментальной лингвистики Института филологии и межкультурной коммуникации; преподаватель отделения среднего профессионального образования Института авиации, наземного транспорта и энергетики «Технический колледж»

Казанский (Приволжский) федеральный университет

ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия

Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева – КАИ

ул. К. Маркса, д. 10, г. Казань, 420111, Россия

E-mail: Roza.Shakirova22@yandex.ru

 

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License