Н.В. Халявин

Удмуртский государственный университет, г. Ижевск, 426034, Россия

 

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

Полный текст PDF

DOI: 10.26907/2541-7738.2022.6.212-220

Для цитирования: Халявин Н.В. Критический взгляд на «Концепцию преподавания учебного курса “История России”» в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2022. – Т. 164, кн. 6. – С. 212–220. – doi: 10.26907/2541-7738.2022.6.212-220.

For citation: Khalyavin N.V. A critical view on “The Concept of Teaching the ‘History of Russia’ Course” in general education institutions of Russia. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2022, vol. 164, no. 6, pp. 212–220. doi: 10.26907/2541-7738.2022.6.212-220. (In Russian)

Аннотация

Статья посвящена анализу подготовленной Российским историческим обществом и принятой в 2020 г. коллегией Министерства просвещения РФ «Концепции преподавания учебного курса “История России” в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы». С целью объективной оценки роли и места Концепции в образовательном процессе рассмотрены отзывы об этом документе, представленные в публикациях российских преподавателей-историков. Проведенный анализ позволил поставить вопрос о существенных недостатках Концепции и включенного в нее Историко-культурного стандарта, сделать вывод о том, что это может негативно отразиться на качестве исторического образования, получаемого российскими школьниками. Указано на недопустимость проявления небрежности в процессе подготовки и принятия такого рода документов, оказывающих значительное влияние на образовательный процесс и воспитание подрастающего поколения. Сформулирован вывод о необходимости привлечения более широкого экспертного сообщества к разработке и принятию Концепции преподавания истории.

Ключевые слова: качество образования, школьное историческое образование, «Концепция преподавания учебного курса “История России”», Историко-культурный стандарт

Литература

  1. Астафьева С.В., Харитонова Л.А. Историко-культурный стандарт как основа построения нового содержания исторического образования // Образовательная панорама. – 2014. – № 2. – С. 33–38.
  2. Злобин А.Н., Хохлов А.В. Государственная политика в преподавании отечественной истории // Соврем. проблемы гуманит. и обществ. наук. – 2014. – № 4. – С. 75–78.
  3. Котенев В.А., Кузьмин А.В., Стаметов В.В. Содержательные и методологические аспекты перехода к линейной системе преподавания учебного предмета «История» в контексте принятия концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (опыт Тамбовской области) // Вестн. Тамбов. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2016. – Т. 21, № 12. – С. 99–106. – doi: 10.20310/1810-0201-2016-21-12(164)-99-106.
  4. Крючкова Е.А. К вопросу о необходимости единой концепции школьного исторического образования в Российской Федерации // Наука и школа. – 2020. – № 5. – С. 67–73. – doi: 10.31862/1819-463X-2020-5-67-73.
  5. Нелина Л.П. Концепция единого учебно-методического комплекса по отечественной истории как этап реализации «исторической политики» в России // Науч. вестн. Крыма. – 2017. – № 1. – С. 13.
  6. Пестерев Е.В. Проблемы преподавания истории в контексте внедрения концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в образовательном процессе // Ист.-пед. чтения. – 2016. – № 20-3. – С. 159–163.
  7. Федоров В.И. Новая концепция преподавания истории в школах // Соврем. тенденции развития науки и технологий. – 2015. – № 1-3. – С. 160–163.
  8. Пазин Р.В. О концепции преподавания учебного курса «История России» // Преподавание истории в школе. – 2021. – № 1. – С. 8–9.
  9. Сушенцова В.Г. Потерянные в веках: как изучают историю современные российские школьники // Запад – Восток. – 2020. – № 13. – С. 127–141. – doi: 10.30914/2227-6874-2020-13-127-141.
  10. Гарифуллина Н.М. Формирование российской гражданской идентичности учащихся в контексте историко-культурного стандарта // Учебный год. – 2017. – № 3. – С. 67–68.
  11. Зубков Ю.И. Историко-культурный стандарт – методологическая основа исторического и социально-гуманитарного образования // Пед. поиск. – 2016. – № 6. – С. 23–28.
  12. Коротких Т.Г. К вопросу о реализации историко-культурного стандарта в преподавании истории // Пед. поиск. – 2018. – № 5. – С. 5–7.
  13. Попов А.А. Историко-культурный стандарт и преподавание истории // Вестн. С.-Петер­бур. гос. ин-та культуры. – 2018. – № 2. – С. 156–160.
  14. Ястер И.В. Историко-культурный стандарт в зеркале проблем школьного исторического образования // Проблемы российской цивилизации и методики преподавания истории. – 2016. – № 8. – С. 254–258.

Поступила в редакцию

30.03.2022

 

Халявин Николай Васильевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России

Удмуртский государственный университет

ул. Университетская, д. 1, г. Ижевск, 426034, Россия

E-mail: nivakha@gmail.com

 

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License