Ю.А. Мартынова, Д.Е. Мартынов

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, 420008, Россия

 

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

Полный текст PDF

DOI: 10.26907/2541-7738.2022.6.139-152

Для цитирования: Мартынова Ю.А., Мартынов Д.Е. Н.Я. Данилевский и М.Е. Салтыков-Щедрин о России и Европе // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2022. – Т. 164, кн. 6. – С. 139–152. – doi: 10.26907/2541-7738.2022.6.139-152.

For citation: Martynova Yu.A., Martynov D.E. N.Ya. Danilevsky and M.E. Saltykov-Shchedrin about Russia and Europe. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2022, vol. 164, no. 6, pp. 139–152. doi: 10.26907/2541-7738.2022.6.139-152. (In Russian)

Аннотация

В статье рассмотрены публицистические эссе М.Е. Салтыкова-Щедрина из романов «Господа Головлёвы» и «За рубежом» в контексте теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Оба этих писателя могут быть определены как религиозные, при этом Н.Я. Данилевский считал возможным доказательство божественного начала в природе методами естественных наук. Попытка России присоединиться к Европе, в понимании Н.Я. Данилевского, приведет только к отказу от политической самостоятельности, «крепости, цельности и единства государственного организма». М.Е. Салтыков-Щедрин, глубоко зная «изнутри» современные ему Германию и Францию, также выстраивал типологию образа жизни и культуры Европы и России, однако осмысливал их сатирически в форме «философской буффонады». Рассуждения М.Е. Салтыкова-Щед­рина об отсутствии собственной системы воспитания молодого поколения в России и негативизме «европейничания» вполне соотносимы с интеллектуальными построениями писателей его собственного и последующего поколений, таких как И.А. Гончаров, В.В. Розанов и относительно маргинальный В.Г. Янчевецкий. Как и Н.Я. Данилевский, М.Е. Салтыков-Щедрин отрицал так называемые общечеловеческие ценности, исходя из глубочайшей культурной обусловленности образа жизни и политической системы.

Ключевые слова: интеллектуальная история, история России XIX в., цивилизационный подход, Россия и Европа, Н.Я. Данилевский, М.Е. Салтыков-Щедрин

Литература

  1. Дмитренко С.Ф. Салтыков (Щедрин). – М.: Молодая гвардия, 2022. – 512 с.
  2. Дмитренко С.Ф. Щедрин: незнакомый мир знакомых книг. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. – 96 с.
  3. Бушмин А.С. Художественный мир Салтыкова-Щедрина. – Л.: Наука, 1987. – 366 с.
  4. Балуев Б.П. Споры о судьбах России: Н.Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа»: – Тверь: ИД «Булат», 2001. – 416 с.
  5. Рашковский Е.Б. Данилевский Николай Яковлевич // Большая советская энциклопедия / Глав. ред. А.М. Прохоров. – М.: Сов. энцикл., 1972. – Т. 7: Гоголь – Дебит. – С. 527 (стлб. 1568–1569).
  6. Бажов С.И. Философия истории Н.Я. Данилевского. – М.: ИФ РАН, 1997. – 316 с.
  7. Кузнецов Ю.В., Салмина И.Ю. Философия истории Н.Я. Данилевского и западно-европейская мысль XIX – ХХ веков: особенности рецепции // Вестн. Мурман. гос. техн. ун-та. – 2011. – Т. 14, № 2. – С. 248–253.
  8. Просветов И.В. Десять жизней Василия Яна: белогвардеец, которого наградил Сталин. – М.: Центрполиграф, 2017. – 287 с.
  9. Краснощекова Е.А. Гончаров: Мир творчества. – СПб.: Пушкинский фонд, 1997. – 492 с.
  10. Brown P. Power and Persuasion in Late Antiquity: Towards a Christian Empire. – Madison: Univ. of Wis. Press, 1992. – 192 p.

Поступила в редакцию

25.07.2022

 

Мартынова Юлия Александровна, кандидат исторических наук, доцент кафедры алтаистики и китаеведения

Казанский (Приволжский) федеральный университет

ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия

E-mail: juliemartynova82@gmail.com

 

Мартынов Дмитрий Евгеньевич, доктор исторических наук, профессор кафедры алтаистики и китаеведения

Казанский (Приволжский) федеральный университет

ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия

E-mail: dmitrymartynov80@mail.ru

 

 

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License