Ф.Ф. Серебряков, З.З. Ибрагимова, А.Х. Хазиев

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, 420008, Россия

 

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

Полный текст PDF

DOI: 10.26907/2541-7738.2022.6.118-129

Для цитирования: Серебряков Ф.Ф., Ибрагимова З.З., Хазиев А.Х. К вопросу о духовности (Была ли древнегреческая культура классического периода духовной?) // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2022. – Т. 164, кн. 6. – С. 118–129. – doi: 10.26907/2541-7738.2022.6.118-129.

For citation: Serebryakov F.F., Ibragimova Z.Z., Khaziev A.Kh. On the problem of spirituality (Was the ancient Greek culture of the classical period spiritual?). Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2022, vol. 164, no. 6, pp. 118–129. doi: 10.26907/2541-7738.2022.6.118-129. (In Russian)

Аннотация

В статье заявлен тезис, что древнегреческая культура классического периода не была духовной, что позволяет говорить о ней как о «детстве человечества, где оно развилось всего прекраснее» (К. Маркс); он требует разъяснения. Рассмотрены значения термина «духовность», исходящие из отличительной определенности понятия духа. Отмечено, что духовность как некую способность субъекта можем рассматривать просто как сказывание в субъекте духовной культуры, охваченность духовной культурой либо в качестве ее субъекта, либо (и) непосредственного объекта. Однако мы можем говорить и о духовности в негативном смысле (о квазидуховности), содержание которой выявляется в статье. Обосновывается, что квазидуховность (как и бездуховность) суть проявления разрушения целостности культурного процесса как созидания человеком самого себя как человека, формы ущербности жизни, ее примитивизация. Такая «духовность» есть абстракция от жизни, сублимированный дух, дух-привидение, суррогат духа. В этом смысле культура древних греков и не была духовной. Это утверждается на основе обращения к понятию soma (тело), которое выражает целостность личности, ее понимание как телесно-духовного (душевного) единства.

Ключевые слова: дух, духовность, бездуховность, квазидуховность, недуховность, личность, soma, духовная культура, древнегреческая культура классического периода, Античность

Литература

  1. Бохеньский Ю. Сто суеверий: Краткий философский словарь предрассудков. – М.: Прогресс: VIA, 1993. – 187 с.
  2. Корелин М.С. Петрарка как политик // Русская Мысль. – 1888. – Кн. 8. – URL: http://az.lib.ru/k/korelin_m_s/text_1888_petrarka_kak_politik_oldorfo.shtml, свободный.
  3. Булгаков С.Н. Карл Маркс как религиозный тип (Его отношение к религии человекобожия Л. Фейербаха) // Булгаков С.Н. Сочинения в двух томах. – М.: Наука, 1993. – Т. 2: Избранные статьи. – С. 240–272.
  4. Мережковский Д.С. Грядущий хам // Мережковский Д.С. 14 декабря. Гиппиус З.Н. Дмитрий Мережковский. – М.: Моск. раб., 1990. – URL: https://mybiblioteka.su/9-79323.html, свободный.
  5. Достоевский Ф.М. Старые люди // Достоевский Ф.М. Дневник писателя (1873). – М.: АСТ, 2020. – С. 10–18.
  6. Ходасевич В.Ф. О форме и содержании // Ходасевич В.Ф. Собр. соч.: в 4 т. – М.: Согласие, 1996. – Т. 2: Записная книжка. Статьи о русской поэзии. Литературная критика 1922–1939. – С. 268–273.
  7. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: в 3 т. – М.: Мысль, 1977. – Т. 3: Философия духа. – 471 с.
  8. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. – СПб.: Марс, 1995. – 380 с.
  9. Плотин. Эннеады. – Киев: Уцимм-пресс, 1995. – 392 с.
  10. Адо П. Плотин, или простота взгляда. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1991. – 142 с.
  11. Розанов В.В. О символистах и декадентах. – URL: http://az.lib.ru/r/rozanow_w_w/ text_1896_o_simvolistah.shtml, свободный.
  12. Веселовский А.Н. Петрарка в поэтической исповеди Сanzoniere (1304–1904) // Веселовский А.Н. Избранные статьи. – Л.: ГИХЛ, 1939. – С. 153–243.
  13. Ходасевич В.Ф. Фрагменты о Лермонтове // Знамя. – 1989. – № 3. – С. 200–207.
  14. Бухмейер К.К. Л.А. Мей // Мей Л.А. Избранные произведения. – Л.: Сов. писатель, 1972. – С. 5–45. (Б-ка поэта)
  15. Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках: Избранное. – СПб.: Лениздат: Команда А, 2014. – 224 с.
  16. Ивнев Р. Серебряный век: невыдуманные истории. – М.: Э, 2017. – 320 с.
  17. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии: в 3 кн. – СПб.: Наука, 2006. – Книга вторая. – 423 с.
  18. Маркс К. Экономические рукописи 1857–1859 годов. Введение // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. – М.: Изд-во полит. лит., 1968. – Т. 46, ч. 1. – С. 28–42.
  19. Тахо-Годи А.А. О древнегреческом понимании личности на материале термина soma // Вопр. классической филологии. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. – Вып. 3–4. – С. 273–297.
  20. Доддс Э.Р. Греки и иррациональное. – СПб.: Алетейя, 2000. – 507 с.
  21. Лосев А.Ф. От Гомера до Прокла: История античной эстетики в кратком изложении. – СПб.: Азбука: Азбука-Аттикус, 2019. – 352 с.
  22. Чистякова Н.А. Сказание об аргонавтах, его история и поэма «Аргонавтика» Аполлония Родосского // Родосский Аполлоний. Аргонавтика / Пер. с др.-гр. – М.: АСТ, 2021. – С. 204–262.
  23. Cавельева О.М. Александрийская грамматика как явление культуры эллинизма // Античность как тип культуры: Сб. ст. – М.: Наука, 1988. – С. 211–223.

Поступила в редакцию

24.10.2022

 

Серебряков Фаниль Фагимович, кандидат философских наук, доцент кафедры общей философии

Казанский (Приволжский) федеральный университет

ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия

E-mail: fanserebr@yandex.ru

 

Ибрагимова Зульфия Зайтуновна, кандидат философских наук, доцент кафедры общей философии

Казанский (Приволжский) федеральный университет

ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия

E-mail: Zulfiya.Ibragimova@kpfu.ru

 

Хазиев Аклим Хатыпович, кандидат философских наук, доцент кафедры общей философии

Казанский (Приволжский) федеральный университет

ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия

E-mail: Aklim.Khaziev@kpfu.ru

 

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License