М.Н. Каранаев

Независимый исследователь, г. Москва, 109156, Россия

 

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

Полный текст PDF

DOI: 10.26907/2541-7738.2022.6.95-107

Для цитирования: Каранаев М.Н. Наследие А.Б. Рановича в контексте изучения государства Хасмонеев // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2022. – Т. 164, кн. 6. – С. 95–107. – doi: 10.26907/2541-7738.2022.6.95-107.

For citation: Karanaev M.N. A.B. Ranovich’s legacy in the context of studying the Hasmonean state. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2022, vol. 164, no. 6, pp. 95–107. doi: 10.26907/2541-7738.2022.6.95-107. (In Russian)

Аннотация

В статье исследована позиция советского историка-антиковеда А.Б. Рановича по отношению к государству Хасмонеев. Труды самого А.Б. Рановича рассмотрены не только в контексте эпохи, но и в рамках противостояния советской и «буржуазной» исторической науки. Такой подход позволил по-новому интерпретировать взгляды ученого на античную историю евреев, в частности государство Хасмонеев. Исследование взглядов А.Б. Рановича на труды Э. Бикермана и В. Чериковера показало, что советский историк критически относился к «буржуазным» исследователям и не использовал подходы к изучению истории евреев, применяемые за рубежом. В то же время это позволило А.Б. Рановичу сконцентрироваться на социально-экономических особенностях государства Хасмонеев и обосновать значимый тезис о рабовладельческом характере эллинистических государств. Сделан вывод, что, хотя А.Б. Ранович внешне сторонился своего происхождения, в своих работах он использовал имеющиеся знания о еврейской традиции, скрывая их за идеологическими штампами и конструктами.

Ключевые слова: А.Б. Ранович, Э. Бикерман, историография, государство Хасмонеев, иудаика, эллинизм

Благодарности. Исследование выполнено при поддержке РФФИ (проект № 20-09-41014). 

Литература

  1. Ленцман А.Я. А.Б. Ранович как историк раннего христианства // Ранович А.Б. О раннем христианстве. – М.: Изд-во АН СССР, 1959. – С. 7–24.
  2. Крих С.Б. Образ древности в советской историографии: конструирование и трансформация: Дис. … д-ра ист. наук. – Казань, 2015. – 553 с.
  3. Ладынин И.А. А.Б. Ранович и советская наука о древности 1930–1940-х гг.: новые материалы // Вестн. древн. истории. – 2020. – Т. 80, № 1. – С. 235–248. – doi: 10.31857/S032103910008640-7.
  4. Абрам Борисович Ранович: документы и материалы / Сост., предисл. и примеч.: А.И. Клюева, О.В. Метель; науч. ред. С.Б. Крих. – Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2018. – 263 с.
  5. Зельин К.К. Рец. на кн.: Ранович А.Б. Эллинизм и его историческая роль. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950. – 381 с. // Вестн. древн. истории. – 1951. – № 2. – С. 142–150.
  6. Никольский Н.М. Иудеи при Маккавеях и Асмонеях // Помощь евреям, пострадавшим от неурожая: Лит.-худож. сб.. – СПб.: Тип. И. Гольдберга, 1901. – С. 407–425.
  7. Гессен Ю.И. Иуда Маккавей: Исторический очерк. – СПб.: Тип.-лит. И. Рапопорта, 1901. – 52 с.
  8. Хашкес М.Я., Мибихов М.Я. (псевд.). История еврейского народа: От Вавилонского пленения до первой эпохи танаев. – СПб.: Тип. И. Флейтмана, 1901. – 222 с.
  9. Черток Я.Л. Интриги двора Ирода. – Одесса: Я.Х. Шерман, 1897. – 69 с. (Еврейская старина, № 27)
  10. Черток Я.Л. Введение // Иудейская война: Сочинение Иосифа Флавия / Пер. Я.Л. Чер­тка; с введ. и прим. переводчика. – СПб: Тип.-лит. А.Е. Ландау, 1900. – С. V–XIV.
  11. Litvak O. Haskalah: The Romantic Movement in Judaism. – Ser.: Key Words in Jewish Studies / Ed. by D.D. Moore, M. Moore, A. Bush. – New Brunswick, New Jersey, London: Rutgers Univ. Press, 2012. – 246 p.
  12. Дьяков В.Н., Машкин Н.А., Ленцман А.Я. От редакции // Ранович А.Б. Эллинизм и его историческая роль. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950. – С. 3–9.
  13. Свенцицкая И.С. Источники по истории раннего христианства в работах А.Б. Рановича // Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. – М.: Политиздат, 1990. – С. 5–12.
  14. Robinson J.A.T. The baptism of John and the Qumran community: Testing a hypothesis // Harv. Theol. Rev. – 1957. – V. 50, No 3. – P. 175–191.
  15. Sanders E.P. Paul and Palestinian Judaism: A Comparison of Patterns of Religion. – Philadelphia: Fortress Press, 1977. – XVIII, 627 p.
  16. Vermes G. Jesus the Jew: A Historian’s Reading of the Gospels. – London: Collins, 1973. – 286 p.
  17. Никольский Н.М. Некоторые основные проблемы общей и религиозной истории Израиля и Иуды // Ранович А.Б. Очерки истории древнееврейской религии. – М.: ГАИЗ, 1937. – С. III–LXXXIV.
  18. Baumgarten A. Elias Bickerman as a Historian of the Jews: A Twentieth Century Tale. – Tübingen: Mohr Siebeck, 2010. – X, 377 p.
  19. Левинская И.А. Элиас (Илья) Бикерман: петербургский пролог. – СПб.: Нестор-История, 2018. – 256 c.
  20. Против низкопоклонства перед иностранщиной в области древней истории // Вестн. древн. истории. – 1948. – № 1. – С. 3–11.
  21. Каранаев М.Н. Армия и военная политика государства Хасмонеев: Дис. … канд. ист. наук. – Казань, 2015. – 324 с.
  22. Ладынин И.А. Понятие эллинизма в советской и постсоветской историографии: стадиальность и закономерность или историческая конкретность и случайность? // Диалог со временем. – 2018. – Вып. 65. – С. 185–206.

Поступила в редакцию

22.08.2022

 

Каранаев Михаил Николаевич, кандидат исторических наук

Независимый исследователь

ул. Маршала Полубоярова, д. 10, г. Москва, 109156, Россия

E-mail: karanaevmk@mail.ru

 

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License