А.А. Попова

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевскогог. Омск, 644077, Россия

 

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

Полный текст PDF

DOI: 10.26907/2541-7738.2022.6.81-94

Для цитирования: Попова А.А. Зарубежная библеистика в советской историографии: формирование и эволюция критического нарратива // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2022. – Т. 164, кн. 6. – С. 81–94. – doi: 10.26907/2541-7738.2022.6.81-94.

For citation: Popova A.A. Western biblical studies in Soviet historiography: Formation and evolution of the critical narrative. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2022, vol. 164, no. 6, pp. 81–94. doi: 10.26907/2541-7738.2022.6.81-94. (In Russian)

 

Аннотация

Критический нарратив – один из наиболее интересных элементов советской исторической науки, поскольку, с одной стороны, его изучение позволяет рассмотреть практики и инструменты, используемые для оценки взглядов оппонентов, с другой – более детально восстановить представления самого автора о предмете критики. В статье рассмотрены проблемы формирования, развития и распада данного нарратива в сфере советской библеистики. Высказано предположение, что критический нарратив, тесно связанный с антирелигиозной пропагандой, формировался в 20-е годы XX в. при заметном влиянии пропагандистов-антирелигиозников, а в конце 30-х годов был легитимирован в поле науки программными статьями библеистов и практически не менялся до конца советского периода. В последние годы советской власти антирелигиозная политика приобрела неоднозначный характер, что во многом повлияло на устойчивость унифицированного критического нарратива. Это позволяет сделать вывод, что на исходе советского периода перед учеными открылись новые возможности при построении исследований, поэтому процесс деунификации советского библейского нарратива продолжился и после падения советского режима.

Ключевые слова: советская историография, библеистика, Библия, антирелигиозная пропаганда, религиозная политика СССР

Благодарности. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-09-41014.

Литература

  1. Лучшев Е.М. Антирелигиозная пропаганда в СССР: 1917–1941 гг. – СПб.: Информ.-техн. агентство Ритм, 2016. – 364 с.
  2. Крих С.Б., Метель О.В. Формирование марксистского подхода к изучению религиозных феноменов в советской научной традиции (1920-е – начало 1930-х гг.) // Изв. Урал. фед. ун-та. Сер. 2. Гуманит. науки. – 2014. – Т. 16, № 3. – С. 256–269.
  3. Попова А.А. Священная история в сатирическом жанре советской антирелигиозной пропаганды 1920-х гг. // Вестн. Ом. ун-та. Сер. Ист. науки. – 2021. – Т. 8, № 4. – С. 194–203. – doi: 10.24147/2312-1300.2021.8(4).194-203.
  4. Крих С.Б. Советская историография древности о буржуазной: предисловия к переводам зарубежных книг // Социальные институты в истории: ретроспекция и реальность: Сб. ст. – 2014. – Вып. 1. – С. 192–212.
  5. Попова А.А. Панвавилонизм в российской исторической науке первой трети XX века: от критики к эксплуатации // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2020. – Т. 162, кн. 3. – С. 27–41. – doi: 10.26907/2541-7738.2020.3.27-41.
  6. Метель О.В. «Поиски классики» в советской историографии первоначального христианства 1920–1930-х гг.: Ф. Энгельс против К. Каутского // Вестн. Ун-та Дмитрия Пожарского. – 2016. – № 2. – С. 107–130.
  7. Метель О.В. Советская модель изучения первоначального христианства (1920–1990-е гг.). – Омск: Полиграф. центр КАН, 2012. – 170 с.
  8. Смолкин В. Свято место пусто не бывает: история советского атеизма. – М.: НЛО, 2021. – 325 с.
  9. Крих С.Б., Метель О.В. Советская историография древности в контексте мировой историографической мысли. – М.: ЛЕНАНД, 2014. – 256 с.

Поступила в редакцию

21.06.2022

 

Попова Алиса Андреевна, аспирант кафедры всеобщей истории

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

пр. Мира, д. 55 а, г. Омск, 644077, Россия

E-mail: alispopova13@yandex.ru

 

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License