Гараева Э.И.

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

Полный текст PDF

doi:10.26907/2079-5912.2022.6.34-39

Для цитированияГараева Э.И. Языковая и визуальная репрезентация категории «свой-чужой» в конфликтогенных текстах деструктивного воздействия // Казанский социально-гуманитарный вестник. – 2022. – №6 (57) – С. 34-39. doi:10.26907/2079-5912.2022.6.34-39

For citationGarayeva E. I. Linguistic and visual representation of the category "friend" in conflictogenic texts of destructive impact // The Kazan socially-humanitarian bulletin. - 2022. - No.6 (57) – С. 34-39. doi:10.26907/2079-5912.2022.6.34-39.

Аннотация. Настоящая статья призвана раскрыть особенности реализации категории «свой-чужой» в демотиваторах, распространяемых в социальных сетях, созданных с целью освещения философии социального феномена добровольной бездетности. В рамках работы рассматриваются текстовый и иконический компоненты такого рода материалов, доказывается важность их совокупности для вызова рефлексии у реципиентов. Исследование проводится на базе иллюстративных материалов социальной сети ВКонтакте, в частности тех сообществ, где осуществляется коммуникация представителей феномена чайлдфри. В работе показано, какими вербальными и невербальными средствами транслируется оппозиция «свой-чужой», поддерживающая конфликтогенный характер текстов, призванная обозначить принципы чайлдфри феномена.

В Интернете, на форумах идет конфликт между чайлдфри и "детными". В силу того, что изучаемый феномен относительно молод и мало изучен, необходимо иметь четкое и адекватное представление о распространенности данного феномена в российском обществе, в том числе анализ текстовых и визуальных материалов в социальных сетях.

Ключевые слова: конфликтогенный текст, демотиватор, мем, чайлдфри, вербальная репрезентация, визуальные средства.

Благодарности: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-20091, https://rscf.ru/project/22-18-20091/ в Пятигорском государственном университете

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Доля бездетных россиян, которые не хотят обзаводиться детьми, достигла 22% [Электронный ресурс] URL:  https://news.myseldon.com/ru/news/index/243761147 (дата обращения 10.09.2021).
  2. Четыре причины быть чайлдфри [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sunmag.me/column/20-10-2015-4-sereznykh-dovoda-v-polzu-chajldfri-s-kotorymi-trudno-posporit.html
  3. Тихомирова М. С. Соотношение вербальных и невербальных компонентов интернет-мема с кодовыми переключениями // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2019. – № 4 (91). – С. 113–121. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-4-91-11.
  4. Осознанная бездетность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.b17.ru/article/osoznannaya_bezdetnost/
  5. Злоказов К. В. Системно-функциональный семиотический подход к анализу поликодового текста: современное состояние и перспективы // Юрислингвистика. – 2018. - № 9–10. – С. 126–133.
  6. Касьянова Ю.А. Типы демотиваторов в современном социальном дискурсе // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2013. № 2 (14). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tlic.kursksu.ru/pdf/014-007.pdf (дата обращения: 10.09.2022).
  7. Злоказов К. В. Психолого-лингвистический анализ трансформации смыслов вербальных и невербальных компонентов конфликтогенного поликодового текста экстремистской направленности в молодёжной среде / К. В. Злоказов, М.Н. Лату, Ю. Р. Тагильцева, М. Р. Бабикова // Психология человека в образовании. 2020. Т. 4. № 1. С. 66–75.
  8. Лату М. Н. Частотно актуализируемые смысловые компоненты в мемах и демотиваторах, посвящённых самоизоляции // Научный диалог. – 2020. – № 12. – С. 85–98. – DOI: 10.24224/2227-1295-2020-12-85-98.
  9. Махина Л. А. Высказывания с негативной оценочностью как элементы структуры и смысла конфликтогенных текстов // Litera. – 2016. – № 4. [Электронный ресурс]. –  URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=20464 (дата обращения: 08.08.2022). DOI: 10.7256/2409-8698.2016.4.20464.

Информация об авторе

Гараева Эльнара Ильфатовна, к.с.н., старший преподаватель кафедры управления персоналом и социологии Уральского института управления филиала РАНХиГС.

E-mail: el.garaeva@bk.ru