Алексеева Е. А.

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

Полный текст PDF

doi:10.26907/2079-5912.2022.6.4-10

Для цитирования: Алексеева Е. А. Концепт организационной приверженности в социологической дискуссии // Казанский социально-гуманитарный вестник.  – 2022. – №6 (57) – С. 4–10. doi:10.26907/2079-5912.2022.6.4-10

For citationAlekseeva E. A.Concept of organizational commitment of the sociological discussion// The Kazan socially-humanitarian bulletin. - 2022. - No.6 (57) – С. 4–10. doi:10.26907/2079-5912.2022.6.4-10

Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы к научной трактовке таких понятий как «организационная приверженность», «лояльность», «вовлеченность», «удовлетворенность» и «идентификация». Существующие точки зрения имеют на сегодняшний день существенные различия как в понятийном, так и в семантическом поле. Одни авторы рассматривают представленные понятия как самостоятельные, хотя и пересекающиеся конструкты, другие – как полные или частичные синонимы. Отсутствие единого понятийного поля и логичной структуры существенно усложняет социологические научные исследования. В данной статье мы предпримем попытку систематизировать данные понятия, путем рассмотрения их сходств, различий и концептуальных границ. Целью данной статьи является определение понятия, которое наиболее полно отражало существующий феномен, для дальнейшего его использования, в первую очередь в собственных научных изысканиях.

Ключевые слова: организационная приверженность; лояльность; вовлеченность; удовлетворенность; идентификация; пирамида потребностей.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Доминяк В.И. Основные подходы к определению понятия «организационная лояльность» // Лояльность персонала. Альманах. – М.: ИД «Имидж-медиа», 2007. – C.43-53.
  2. Магура М.И., Курбатова М.Б. Секреты мотивации или мотивация без секретов. М.: Аргумент, 2007. – 656 с.
  3. Артемьев Н.А. Лояльность персонала: вариативность актуальных научных определений // Молодой ученый. 2019. – № 47(285). – С. 178-181
  4. Иванова Н. Е. Лояльность персонала как феномен // Научный вестник Южного института менеджмента. 2019. – № 2. – С. 23-28.
  5. Иванова А.Г., Батарчук, Д.С. Лояльность персонала как современная научная проблема // Экономика и социум. 2017. – № 11(42). – С. 163-166.
  6. Сергей Голубков: Лояльность персонала компании: ее психологичемская структура,процесс формирования и методика измерения https://www.e-xecutive.ru/ дата посещения: 12.10.2022.
  7. Талтынов С.М. Классификация подходов к определению лояльности персонала Экономинфо. 2016. – № 25. – С. 39-43.
  8. Демушина О. Н. Лояльность персонала и факторы её формирования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. – № 2 (11). – С. 133-136.
  9. Ковров А.В. Лояльность персонала. М.: Бератор, 2004. 165с.
  10. Харский К.В. Благонадежность и лояльность персонала. СПб.: Питер, 2003. 496 с.
  11. Чумарин И.Г. Люди и организации: деструктивное противодействие // Люди и организации. Сборник тезисов Третьей Всероссийской конференции. СПб.: ЗАО «Иматон-М», 2000.
  12. Борисова У. С., Васильева Л. Н. Вовлеченность персонала организации: социологический анализ // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. – № 5. – С. 13-15.
  13. Пантюхин С.С. Концепция личностного включения - выключения в рабочий условиях У.А. Кана // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2016. – № 10(67). – С.70-74.
  14. Долженко Р. А. Удовлетворенность, лояльность, вовлеченность персонала: уточнение и конкретизация понятий // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2014. – № 9 (119). – С. 157-162.
  15. Ловаков А.В., Липатов С.А. Организационная идентификация и приверженность персонала: сходство и различие // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2011. – Т. 8. № 2. – С. 69-80.
  16. Татарова Г. Г., Бессокирная Г. П. Идентификация с предприятием: классификация работников и выявление управляемых факторов трудовой деятельности // Спутник ежегодника "Россия реформирующаяся". Москва, 2016. С. 1-30.
  17. Леонова И.С. Субъективное благополучие и трудовая вовлеченность сотрудников старшего возраста: гендерный аспект // Известия Саратовского университета. Нов. Сер. Социология. Политология. 2020. – Том 20. – № 4. –С.412-418.
  18. Шубин В.С. Приверженность организации: внешний и внутренний аспекты // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. 2018. – № 1(93). – С. 97.
  19. Бабаурина А. Н. Приверженность персонала: сущность и роль в управлении организацией // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2007. – № 4. – С. 134-137.
  20. Субочева О.Н. Уровень организационной приверженности работников производственной организации как индикатор эффективности управления человеческими ресурсами //Общество: социология, психология, педагогика. 2016. – № 6. – С. 13-15. 

Информация об авторе

Алексеева Екатерина Александровна, соискатель, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, кафедра общей и этнической социологии.

e-mail: e.alekseeva1808@gmail.com