Малых М.М., Грабельных Т.И.


ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

Полный текст PDF

doi:10.26907/2079-5912.2022.5.42-45

Для цитирования: Малых М.М., Грабельных Т.И. Трансформация моделей потребительского поведения населения России в новой геополитической и пандемической реальности // Казанский социально-гуманитарный вестник.  – 2022. – №5 (56) – С. 42–45. doi:10.26907/2079-5912.2022.5.42-45

For citation: Malykh M. M., Grabelnykh T. I. Transformation of models of consumer behavior of the Russian population in the new geopolitical and pandemic reality // The Kazan socially-humanitarian bulletin. - 2022. - No. 5 (56) - P. 42–45. doi:10.26907/2079-5912.2022.5.42-45

Аннотация. В статье освещается специфика поступательного перехода от классических моделей потребительского поведения населения к новым антикризисным макро-моделям, детерминированным новыми факторами и условиями геополитической и пандемической реальности. В качестве «актуальных» макро-моделей потребительского поведения предложены три: социально-профицитная «потребитель избалованный», социально-технологическая «потребитель технологизированный» и социально-информационная «потребитель информированный». Выявлено, что геополитическая и пандемическая реальность в своей взаимосвязи формируют новые тенденции в структуре потребительского поведения населения России, в числе которых нарастание обменных процессов на потребительском рынке. Отмечается, что в современных условиях важно учитывать не только потребление товаров и услуг, но и потребление информации как ключевого фактора цифрового общества. Авторы подчеркивают, что личный информационный запрос потребителя является следствием внешнего информационного давления.

Ключевые слова: социальная трансформация, потребитель, потребительское поведение, «актуальная» модель потребительского поведения», информация, геополитическая реальность, пандемическая реальность, цифровое общество.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Алешина И. В. Поведение потребителей. – М.: Фаир-Пресс, 2017. – 525 с.
  2. Вишневский Ю. Р., Зборовский Г. Е. Уральские социологические чтения: историко-социологические исследования: монография / Ю. Р. Вишневский, Г. Е. Зборовский м-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. – 176 с.
  3. Барден Ф. Взлом маркетинга. -  М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021. – 304 с.
  4. Грабельных Т. И., Саблина Н. А., Зырянов В. В. Глобальные и региональные воздействия на современные общества: новые социальные трансформации // Социологические исследования. - 2022. - № 4. - С. 152-154.
  5.  Меренков, А. В., Данилова, А. В., Кораблева, Г. Б., Ракевич, Е. В. и др. Социальное пространство современного города: монография.- М.; Екб.: Юрайт, 2020. -250 с.

Информация об авторах

Малых Марина Михайловна, генеральный директор ООО «Региональный дом рекламы», выпускница аспирантуры, Иркутский государственный университет, Институт социальных наук, кафедра социальной философии и социологии.

Грабельных Татьяна Ивановна, заведующая кафедрой, Иркутский государственный университет, Институт социальных наук, кафедра социальной философии и социологии, доктор социологических наук, профессор.