Латышев Д. М.


ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

Полный текст PDF

doi:10.26907/2079-5912.2022.5.37-41

Для цитирования: Латышев Д. М. Полезная и вредная пища в практиках питания православной молодежи Екатеринбурга во время пандемии covid-19// Казанский социально-гуманитарный вестник.  – 2022. – №5 (56) – С. 37-41. doi:10.26907/2079-5912.2022.5.37-41

For citation: Latyshev D. M.Useful and harm food in nutritional practices of the orthodox youth in Ekaterinburg in pandemia covid-19 // The Kazan socially-humanitarian bulletin. - 2022. - No. 5 (56) - P. 37-41. doi:10.26907/2079-5912.2022.5.37-41

Аннотация. Пандемия коронавируса сильно повлияла на повседневность людей, в частности, подверглись сильным изменениям практики питания. Часть практик питания изменилась под воздействием мер по предотвращению распространения пандемии, а часть из них трансформировалась в силу актуализированной установки на укрепление здоровья. В православии практики питания, которые регулируются в соответствии календарным циклом и позицией Церкви, также отразились эти изменения. Исследование данных изменений является востребованным, поскольку помогает выявить смену практик питания православной молодежи в сравнении с их представлениями об идеальном питании и основными страхами, связанными с вредной пищей. Цель настоящей статьи – сравнить представления православной молодежи о полезной и вредной пище с их фактическим употреблением. Интерпретация результатов основывается на эмпирическом исследовании, проведенном в 2022 году. Результаты исследования показали, что в своем пищевом поведении православная молодежь придерживается употребления скоромной пищи (молочно-мясной), в то время как постная пища служит для неё идеалом полезной пищи. Однако не весь состав постной пищи используется респондентами для улучшения здоровья. Осуждение Русской православной церковью крепких алкогольных напитков, энергетиков и тоников способствует тому, что православная молодежь считает их опасными и не употребляет. В целом, практики питания православной молодежи Екатеринбурга после пандемии представлены в скорректированном виде, поскольку они отображают современные тенденции практик здорового питания.

Ключевые слова: питание в православии; повседневные практики питания; православная молодежь; постная и скоромная пища.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Зиммель Г. Социология трапезы // Социология, теория, маркетинг. – 2010. – Вып. 4. – С. 187-192.
  2. Антонова Н. Л. Конструирование тела: социологический анализ пищевых практик в условиях современного общества // Primo aspectu. – 2018. – Вып. 1. – С. 19-24.
  3. Социология питания и общественное здоровье / под ред. Ю. В. Веселова. СПб: Скифия принт, 2018. – 324 с.
  4. Counihan, C. M. Around the Tuscan Table. Food, Family, and Gender in Twentieth-century Florence.— London : Routledge, 2004 .— 248 p.
  5. Lupton, D. Food, the Body and the Self. – NY: Sage Publications, 1998. – 192 p.
  6. Poulain, J. P., Tibere, L., Laporte, C., Mognard, E., Ragavan, N. A., Zadeh, A.A., Noor, I. M. Malaysian Food Barometer (MFB): a study of the impact of compressed modernization on food habits // Malaysian Journal of nutrition. – 2020. – Vol. 26 (1). – Pp. 1-17.
  7. Марков Б. В. Культура повседневности. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с
  8. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект-Пресс, 1998. – 269 c.
  9. Мониторинг межэтнических отношений и религиозной ситуации в регионах Урала, Сибири и Дальнего Востока России. Экспертный доклад за 2019 год / Ред. Смирнова Т. Б., Степанов В. В., Старченко Р. А. – М.-Омск: «Издательский центр КАН», 2020. –183 с.
  10. Фурцев Д. О. Возникновение и развитие систем пищевых запретов в авраамических религиях (сравнительный анализ). Дисс … канд. филос. н. Москва: МГУ, 2021. – 137 с.
  11. Похлебкин В. В. Национальные кухни наших народов. М.: Пищевая промышленность, 1981. – 304 с.
  12. Ганскау Е. Ю., Минина В. Н., Семенова Г. И., Гронов Ю. Е. Повседневные практики питания жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2014. – Том XVII, Вып. 1 (72). – С. 41-58.
  13. Фаис-Леутская О. Д. Напитки как социальные маркеры в Сицилии: традиции потребления и предпочтения // Этнографическое обозрение. – 2019. – Вып. 4. – С. 114-130.
  14. Выдумкин А. Святые отцы о грехе винопития / Pravoslavie.ru [Электронный ресурс] URL: https://pravoslavie.ru/32523.html (дата обращения 20.07.2022)
  15. Кущёв Д. В., Кущёва Н. С. Особенности индивидуально-личностных свойств больных с алкогольной зависимостью // Академический журнал Западной Сибири. – 2011. – № 3. – С. 30-31.
  16. Трофимов Н. С., Кутя С. А., Кривенцов М. А., Мороз Г. А., Гафарова Э. А., Эннанов Э. Х., Никитина О. В., Алексеев М. А., Андреева О. В. Влияние энергетических напитков на здоровье человека // Крымский журнал экспериментальной и клинической медицины. – 2019. – Т. 9, вып. 3. – С. 75-82.

Информация об авторе

Латышев Дмитрий Михайлович, аспирант, Уральский федеральный университет, Департамент политологии и социологии, кафедра прикладной социологии.

Е-mail: dmitry.latyshev@urfu.ru