Кулиш В.В.


ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

Полный текст PDF

doi:10.26907/2079-5912.2022.5.30-36

Для цитирования:  Кулиш В.В. «Ядро» и «Периферия» в содержании исторической памяти // Казанский социально-гуманитарный вестник.  – 2022. – №5 (56) – С.30-36. doi:10.26907/2079-5912.2022.5.30-36

For citation: Kulish V.V. "Core" and "Periphery" in the content of historical memory // The Kazan socially-humanitarian bulletin. - 2022. - No. 5 (56) - P.30-36. doi:10.26907/2079-5912.2022.5.30-36

Аннотация. Статья посвящена решению проблемы изучения содержания исторической памяти.  Предметом анализа выступает концепция ядра и периферии, получившей своё признание, как в естественных, так и в социально-гуманитарных науках. В статье на основе использования метода анализа первичных и вторичных данных всероссийских и региональных социологических исследований выявляются, методологически обосновываются и вводятся в научный оборот понятия «ядро» и «периферия» исторической памяти. В результате проведенного социологического исследования выявлены знания, ценности и оценки, входящие в «ядро» и «периферию» содержания исторической памяти. На теоретическом уровне анализа установлено, что с течением времени, при определённых политических и социально-экономических условиях, содержание «ядра» и «периферии» может поменяться. Автор особое внимание уделяет государству, как основному социально-политическому институту, в формировании исторической памяти народа, и указывает на то, чтобы государство сохранило за собой роль главного субъекта в отборе когнитивного и ценностного содержания «ядра» исторической памяти.

Ключевые слова: историческая память, содержание исторической памяти, сохранение исторической памяти, ядро исторической памяти, периферия исторической памяти.

СПИСОКИСТОЧНИКОВ

1.Матвеева Н.А. Инерционность системы образования в России (теория, методология и опыт социологического исследования): монография / Н.А. Матвеева. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. – 263 с.

2.Маляров В. В. Основы теории атомного ядра. — М.: Физматлит, 1959. — 471 с.

3.Широков Ю. М., Юдин Н. П. Ядерная физика. — М.: Наука, 1980. — 727 с.

4.Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки: Ее генезис и обоснование. - М.: Наука, 1988. -  256 с.

5.Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2009. — 48 с.

6.Прайс Д. Дж. С. Тенденции в развитии научной коммуникации — прошлое, настоящее, будущее // Коммуникация в современной науке. М, 1976. - С. 95-96.

7.Прайс Д. Дж. С. Малая наука, большая наука// Наука о науке. - М, 1966. С. 339-342.

8.Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / Пер с англ. П. М. Кудюкина под общей ред. Б. Ю. Кагарлицкого.  СПб.: Университетская книга, 2001. — 416 с.

9.Теория мировой системы Валлерстайна//URL:http://vzfei.biz/8189-teoriya-mirovoj-sistemy-vallerstajna.html (Дата обращения 21.03.2022).

10.Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 89 с.

11.Психология и педагогика в медицинском образовании: учебник / Н.В.Кудрявая, К.В. Зорин, Н.Б. Смирнова, Е.В. Анашкина; под ред. проф. Н.В. Кудрявой. — М.: КНОРУС, 2016. — 320 с.

12.Козлов Н.И.Психоголос. Энциклопедия практической психологии // URL:https://www.psychologos.ru/articles/view/psihologos.-enciklopediya-prakticheskoy-psihologii (Дата обращения 14.04.2022).

13.Парсонс Т.О социальных системах / Парсонс Т.; под ред. В.Ф. Чесноковой, С.А. Белановского. – М.: Акад. Проект, 2002. – 832 с.

14.Горбачевский А.А. Теория языка. Вводный курс: учеб. пособие / А.А. Горбачевский. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. – 280 с.

15.Историческая память: преемственность и трансформации: («круглый стол») // СОЦИС: социол. исслед. – 2002. – № 8. – С. 76-85.

16.Покида А. Н., Зыбуновская Н. В. Динамика исторической памяти в российском обществе (по результатам социологического мониторинга) // Социологические исследования. - 2016. - № 3. -  С. 98-107.

17.Широкалова Г. С. Историческая память молодежи: село vsгород // Социологические исследования. -  2020. -  № 9. -  С. 28-37.

18.Шумкова Н.В. Историческая память как интегративный ресурс общероссийской гражданской идентичности студенческой молодежи. // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2022. Т.22. - №2 (58). – С. 140-150.

19.Леонтьева О. Б. Как реформа стала Великой: отмена крепостного права как “место памяти” в исторической культуре императорской России // Диалог со временем. 2016. Вып. 56. С. 229-245.

20.Мининков Н.А. Революция в России в начале XX века как умирающее место исторической памяти // Новое прошлое / The New Past. - №2. – 2020. - С. 229-245.

Информация об авторе

Кулиш Виталий Валерьевич, доцент кафедры социологии, политологии и экономики ФГБОУ ВО «Алтайского государственного педагогического университета» («АлтГПУ») E-mail: vitalii.kulish@mail.ru