Шайхитдинова С.К., Арсентьева Ю.С., Нежникова Е.В., Симкачева М.В.

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

Полный текст PDF

doi:10.26907/2079-5912.2022.4.79-87

Для цитирования: Шайхитдинова С.К., Арсентьева Ю.С., Нежникова Е.В., Симкачева М.В. Студенческая группа как пространство социализации: условия благоприятной среды // Казанский социально-гуманитарный вестник.  – 2022. – №4 (55) – С.79-87. doi:10.26907/2079-5912.2022.4.79-87

For citation: Shaikhitdinova S.K., Arsentyeva Y. S., Nezhnikova E.V., Simkacheva M. V. A study group as a space for socialixation: conditions of a favorable environment // The Kazan socially-humanitarian bulletin. - 2022. - No. 4 (55) - P. 79-87. doi:10.26907/2079-5912.2022.4.79-87

Аннотация.  В статье представлены результаты пилотажного эмпирического исследования роли учебных групп в социализации студентов двух вузов – РУДН и КФУ. Методология исследования базируется на социологии социального пространства Бурдье, социологии образования (системно-функциональный и феноменологический подходы). Гипотеза: университетская среда не ориентирована на учебные группы.

Выявлен конфликт интересов в деле организации благоприятного пространства социализации, а именно - учебная среда конструируется в логике менеджерской модели организации образовательного процесса. Данная модель формирует приоритет количественных показателей эффективности, вытесняя как «незначимое» все, что не обладает признаками товарности. Проведенное анкетирование студентов двух университетов позволило определить риски подобного рода неблагоприятной социализации. К ним относится включение молодежи в бюрократическую организацию учебного процесса, симуляция обучения, «теневая» виртуализация жизни студенческой группы в закрытых чатах.    

Ключевые слова: социализация в учебной группе, командная работа, модусы благоприятной/неблагоприятной среды, конфликт интересов. 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Бурдье П. Социология социального пространства / Пер. с фр.  СПб.: Алетейя, 2013. – 288с.
  2. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь / Пер. с англ.  Под ред. С.А. Ерофеева. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1997.  –420 с.
  3. Личность в пространстве самореализации / Под ред. В.Б.Устьянцева. – Саратов: Приволжское книжн.изд-во, 2000, –198 с.
  4. Вишленкова Е. А., Малышева С. Ю., Сальникова А. А. Terra Universitatis: Два века университетской культуры в Казани. Казань: Казанский государственный университет, 2005. – 500 с.
  5. Щелкунов М.Д., Петров А В. Образование в человеческом измерении: Серия очерков. – . Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2007. – 98 с.
  6. Миссия Казанского университета // URL: https://kpfu.ru/about_university/missiya-kazanskogo-universiteta (Дата обращения: 15.12.2021).
  7. Митрохин Р.В. Некоторые методологические проблемы исследования процесса социализации // Философия и культура. – 2018. –Вып.12. – С.47-53.
  8. Гулиева Т. А. Национально-нравственная культура и проблема социализации студентов // International scientific review. –2020. – Вып. LXVII, – С.60-62.
  9. Коннова З. И., Семенова Г. В. Проблемы социализации в процессе иноязычного обучения студентов неязыковых специмальностей // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2020. – Вып.  3. – С.51-62.
  10. Hoshang F. A.. The main principles and directions of socio-cultural re-socialization of foreign students / SU - Soran University. // Laplage em Revista. – 2021. – №7. – Рр.327-335.
  11. Барсуков А.В., Шуткина Ж.А., Бурова Е.А. Социально-психологические проблемы социализации студентов с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду вуза // Russian Journal of Education and Psychology. – 2019. – №10. – C. 64-73.
  12. Максименкова А.С., Анисимова О.А.Профессиональная социализация студентов // Вестник науки и образования. – 2018. – Вып. 8 (44) т. 2. – С.63-66.
  13. Мерзон Е.Е., Рябов О.Р. Неоднозначность проблем цифрового образования / Елабужский институт Казанского федерального университета. // Психология человека в образовании. – 2019. – №1.1. –С.39-42.
  14. Абдуразаков М. М., Гаджиев Д. Д., Цветкова О. Н., Токмазов Г. В. Развивающий потенциал и организационные функции цифровых технологий в социализации студентов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. – Выпуск 2 (27) т. 8. – С.13-18.
  15. Гелястанова Э. Х., Таучева С. А. Социализация личности студента вуза в творческой проектной деятельности   // Современное педагогическое образование.  – 2018. – Вып. 3. – С.115-117.
  16. Соловцова И. А. Региональная модель профессиональной социализации иностранных студентов: общие характеристики // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2020. – Выпуск 2, т. 5. – С.265-271.
  17. Albayrak А.Y.,  Bayrakdaroglu Y. Assessment of Socialization and Sports-Socialization Processes of University Students Studying in Different Sports Branches / Gumushane University . // International Journal of Educational Methodology. – 2018. – №4.2. – C. 95-100.
  18. Пузанова Ж.В., Ларина Т.И., Тертышникова А.Г. Инфантилизация молодежи: методологический подход к измерению // Вестник РУДН. Серия: Социология. – 2021. – Т.21. № 3. – С.444-456. 
  19. Социология образования: теории, исследования, проблемы: Хрестоматия / Сост. и ред. С.А.Ерофеев, В.П. Модестов, В.В. Фурсова. Пер с англ., пер. с фр.- Казань: Казанский ун-т, 2004. – 168 с.
  20. Ballantine J.H. The Sociology of Education: a systematic analysis. Prentice Hall, 2001. – 566 p.
  21. Sopa I.S., Pomonaci M. The Analise of  Student Socialization using  Zukerman-Kulman Questionnaire //  Bulletin of the Transilvania University of Braşov Series IX: Sciences of Human Kinetics. – 2018. – Vol. 11 (60) No. 2 ––Pр. 191-198. 
  22. Варчев А. Э. Социально-психологические особенности студенческой группы. –  Автореферат дисс.  на соискание учен. степени канд. психологич. н. по спец-ти   19.00.05 - социальная психология. М., 2003. –  21 с. 
  23. Анкета для студентов КФУ и РУДН «Студент и студенческая группа» // URL:   https://docs.google.com/forms/d/1EzvFW8Wt20dYitsVmccK-Ny9NEtjbzJ-YOwE2Mbkqpc/edit?ts=618ba5ac&gxid=-8203364  (Дата обращения: 3.12.2021).
  24. Показатели оценки эффективности работы студенческого самоуправления // URL:  http://900igr.net/prezentacija/pedagogika/vospitanie-v-pedagogicheskom-protsesse-vuza-231843/pokazateli-otsenki-effektivnosti-raboty-studencheskogo-samoupravlenija-37.html  (Дата обращения: 10.01.2021).


Информация об авторах

Шайхитдинова Светлана Каимовна, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, профессор кафедры национальных и глобальных медиа.

E-mail: svet1206@yandex.ru

Арсентьева Юлия Святославовна, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт филологии и межкультурной коммуникации, доцент кафедры романо-германской филологии.

Е-mail: juliarenat251@gmail.com

Нежникова Екатерина Владимировна, Российский университет дружбы народов, профессор кафедры национальной экономики.

E-mail: Nezhnikova_ev@rudn.ru

Симкачева Марина Владимировна, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, доцент кафедры национальных и глобальных медиа.

E-mail: msimkach@yandex.ru