Егорова Л.Г., Туманов Д.В.

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

Полный текст PDF

doi:10.26907/2079-5912.2022.4.29-35

Для цитирования:  Егорова Л.Г., Туманов Д.В. Трансформация аудитории новых медиа // Казанский социально-гуманитарный вестник.  – 2022. – №4 (55) – С. 29–35. doi:10.26907/2079-5912.2022.4.29-35

For citation: Egorova L.G., Tumanov D.V. Transformation of the new mediaaudience // The Kazan socially-humanitarian bulletin. - 2022. - No. 4 (55) - P. 29-35. doi:10.26907/2079-5912.2022.4.29-35

Аннотация. В статье рассматривается процесс трансформации аудитории средств массовой информации в контексте дальнейшей цифровизации медиакоммуникации и распространения новых медиа. Авторами, на основе анализа результатов исследования, проведенного методом неформализованного интервью потребителей и создателей контента новых медиа, выявлены особенности аудитории новых медиа, основные тенденции ее изменения, запросы и предпочтения в потреблении медиаконтента, способы взаимодействия создателей контента и пользователей, модификации траекторий и тактик поведения медиапотребителей в мультимедийной среде. Авторы констатируют, что применение новых цифровых технологий вызывает трансформацию аудитории новых медиа, ее социопсихологических характеристик, социальных и когнитивных особенностей, социокультурных запросов, что в свою очередь приводит к серьезной и необратимой модификации форм и форматов презентации действительности в новых медиа.

В статье использованы материалы авторского прикладного исследования, проведенного методом неформализованного интервью и осуществленного в рамках качественной стратегии в марте – мае 2022 года (малая выборка составила 51 респондент, из которых 31 опрошенный – представители аудитории новых медиа; 20 – создатели контента новых медиа (блогеры, журналисты и фотографы, работающие в татарстанских интернет СМИ).

Ключевые слова: новые медиа, аудитория, СМИ, контент, медиакоммуникация, цифровизация

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society: A Venture in Social Forecasting. – NY: Basic Books, 1976. – 616 p.

2. Bourdieu P. On television. – NY: The New Press, 1998. – 112 p.

3. Gillmor D. We the media: Grassroots journalism by the people, for the people. – Cambridge: O'Reilly Media, Inc., 2004. – 334 p.

4. Habermas J. The Structural Transformation of the Public Sphere: An Inquiry into a Category of Bourgeois Society. – Massachusetts: Massachusetts Institute of Technology, 1991. – 301 p.

5. Bermejo F. Audience manufacture in historical perspective: From broadcasting to Google. // New Media & Society. – 2009. – 11(1-2). – Pp. 133-155.

6. Welbers K., Van Atteveldt W., Kleinnijenhuis J., Ruigrok N., Schaper J. News selection criteria in the digital age: Professional norms versus online audience metrics. // Journalism. – 2015. – 17 (8). – Pp. 1037-1053.

7. Montgomery C. Presentation to the Markkula Center for Applied Ethics. [электронный ресурс] // Santa Clara University, 2012. URL: http://www.youtube.com/watch?v=dOm9wRXfJY4 / (дата обращения: 25.12.2021).

8. Napoli P.M. Audience Evolution: New Technologies and the Transformation of Media Audiences. – New York: Columbia University Press, 2011. – 272 p.

9. Kaushik A. Web Analytics 2.0: The Art of Online Accountability and the Science of Customer Centricity. – Indianapolis: Wiley, 2009. – 475 p.

10. Lee A. M., Lewis S. C., Powers M. Audience Clicks and News Placement. A Study of Time-Lagged Influence in Online Journalism. // Communication Research. – 2014. – 41(4). – Pp. 505-530.

11. Сумская А.С., Свердлов С.А. «Аналоговое» и «цифровое» поколение аудитории СМИ: роль коммуникативно-культурной памяти в трансформации медиапрактик. // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. – 2019. – Т. 25, № 3 (189). – С. 32-48.

12. Лисик Т.В., Сысолятина К.В. Трансформация отношений молодежной аудитории и СМИ: от печатных изданий к интернет-порталам. // Общество. Наука. Инновации: Сб. ст. – Киров: Вятский государственный университет. 2018. – С. 1417-1425.

13. Бирюков В.А. Трансформация аудитории средств массовой информации под влиянием конвергенции. // Развитие экономики и менеджмента в современном мире: Сб. науч. трудов по итогам международной научно-практической конференции. – Воронеж, 2015. – С. 88-90.

14. Чучеткова М.В. К вопросу о портрете аудитории современных интернет-СМИ // Российские СМИ и журналистика в новой реальности. – Екатеринбург: 2011. – С. 276-278.

15. Загоруйко И.Н. Интернет-дискурс в современном коммуникационном пространстве. // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2012. – № 3. – С. 56-60.

16. Прокофьева А.В. Развитие дискурса интернет-пространства на современном этапе и особенности его языковой организации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия Лингвистика. – 2017. – № 5. – С. 85-96.

17. Дворецкая О.В. Виртуальная реальность и симулякры // Вестник Башкирск. ун-та. – 2009. – № 4. – С. 1487-1489.

18. Бейненсон В.А. Актуальные проблемы медиапсихологии в условиях системы web 2.0. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2014. – № 1-2. – С. 409-412; Бейненсон В.А. Проблемы интернет-коммуникации в условиях системы «новых медиа». // Молодой ученый. – 2014. – № 19 (78). – С. 640-642.

19. Балмаева С.Д. «Новые аудитории»: другой горизонт свободы. // Медиаальманах. – 2004. – № 2-3. – С. 42-43.

20. Аникина М.Е. Молодежь как потенциальная аудитория СМИ. // Медиаальманах. – 2004. – № 2-3. – С. 44-50.

21. Назаров М.М. Цифровое поколение двухтысячных: особенности медиапотребления. // Информационное общество. – 2016. – № 3. – С. 27-36.

22. Егорова Л.Г., Туманов Д.В. Медиатекст как мир-текст в конвергентных масс-медиа. // Научные ведомости БелГУ. Сер. Гуманитарные науки. – 2015. №18(215), вып.27. – С. 126-133.

23. Туманов Д.В., Егорова Л.Г. Бахтинские принципы в анализе мир-текста постмодернистской пушкинианы // Ученые записки Казанского университета. – 2014. – Кн.6. – С.153-161.

24. Круглова Л.А. Трансформация аудиовизуального контента в новых медиа // Вестник Московского университета. Серия 10 Журналистика. – 2021. – № 3. – С. 61-72.

25. Mediascope: YouTube продолжает лидировать по охвату среди видеосервисов в РФ // Триколор. – Режим доступа: https://telesputnik.ru/materials/trends/news/mediascope-youtube-prodolzhaet-lidirovat-po-okhvatu-sredi-videoservisov-v-rf (дата обращения: 03.07.2022).

26. Ефанов А.А. Общество во власти медиапроцессов: монография. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 189 с.

Информация об авторах

Егорова Лилия Георгиевна, доцент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, кафедра общей и этнической социологии.

Е-mail: lge1964@yandex.ru

Туманов Дмитрий Валерьевич, доцент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, кафедра национальных и глобальных медиа.

Е-mail: dvt1964@yandex.ru