Дунаева Д.О., Басина П.А.


ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

Полный текст PDF

doi:10.26907/2079-5912.2022.4.22-28

Для цитирования:  Дунаева Д.О., Басина П.А. Методология анализа контента социальной сети "Вконтакте": тематика вакцинации от COVID-19 // Казанский социально-гуманитарный вестник.  – 2022. – №4 (55) – С. 22–28. doi:10.26907/2079-5912.2022.4.22-28

For citation: Dunaeva D.O., Basina P.A. Methodology of content analysis of the Vkontakte social network: topics of vaccination from COVID-19 // The Kazan socially-humanitarian bulletin. - 2022. - No. 4 (55) - P. 22-28. doi:10.26907/2079-5912.2022.4.22-28

Аннотация. Массовая вакцинация населения от COVID-19 стала одним из наиболее актуальных вопросов для обсуждения за последние несколько лет, в том числе и в социальных сетях, поскольку они являются открытыми коммуникативными площадками, где граждане имеют возможность открыто высказывать свое мнение по любому вопросу. «ВКонтакте» по различным рейтингам входит в ТОП-3 по популярности среди социальных сетей, используемых в России, поэтому представляет собой актуальный источник данных для анализа. В рамках представленного исследования была разработана и апробирована методология отбора сообществ и анализа контента социальной сети «Вконтакте», как источника актуальных данных о жизни российского общества. Основная гипотеза исследования заключалась в том, что количество сообщений по теме вакцинации зависит от типа сообщества, в котором оно опубликовано. По результатам исследования гипотеза не подтвердилась. За выбранный период сообщения о вакцинации публиковали различные сообщества в «ВКонтакте».

Ключевые слова: социальные сети, большие данные, вакцинация,
COVID-19, корреляционный анализ.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 // Официальные сетевые ресурсы. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения 25.10.2021).
  2. Щекотин Е.В., Коварж Г.Ю., Гойко В.Л., Петров Е.Ю, Бакулин В.В. Оценка качества жизни населения регионов РФ на основе цифровых данных: методологические аспекты // Векторы благополучия: экономика и социум. 2020. –№ 3 (38). – С. 138–156.
  3. Digital 2021 Russian Federation (January 2021) v01 // Datareportal.
    URL: https://datareportal.com/reports/digital-2021-russian-federation (дата обращения 25.10.2021).
  4. ВЦИОМ назвал самые популярные соцсети в России. // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20210706/sotsseti-1740025260.html (дата обращения 25.10.2021).
  5. Эксперты назвали самые популярные соцсети в России в 2021 году // Бизнес.ру. URL: https://www.business.ru/news/22318-eksperty-nazvali-samye-populyarnye-sotsseti-v-rossii-v-2021-godu (дата обращения 25.10.2021).
  6. Щекотин Е.В., Мягков М.Г., Гойко В.Л., Кашпур В.В., Коварж Г.Ю. Субъективная оценка (не)благополучия населения регионов РФ на основе данных социальных сетей // Мониторинг. – 2020. – №1 (155). – С.78-116.
  7. Индекс интереса к вакцинации и рейтинги популярности вакцин в соцмедиа 2020-2021: Россия, Украина, Казахстан,Белоруссия, Армения, Молдова. «Обещать не значит привиться» // Brand Analytics. URL: https://br-analytics.ru/blog/coronavirus-vaccines-rating-cis/ (дата обращения 17.12.2021).
  8. Joseph A., Fernandez V., Kritzman S., Eaddy I., Cook O., Lambros S., Silva C., Arguelles D., Abraham C., Dorgham N., Gilbert, Z., Chacko L.,
    Hirpara R., Mayi B., Jacobs R. COVID-19 Misinformation on Social Media: A Scoping Review // Cureus. 2022. Vol.14.
  9. Eberl J., Lebernegg N. The Pandemic Through the Social Media Lens: Correlates of COVID-19-related Social Media Use in Austria // MedienJournal. 2022. –Vol. 45. – P. 5–15.
  10. Rahman M., Islam M. COVID-19 Pandemic Social Media and Stress // European Scientific Journal, ESJ. – 2021. – Vol. 17.
  11. Sasidharan S., Matharu H. Impact of Social Media on Social Issues VERSATILE USAGE OF SOCIAL MEDIA DURING COVID-19 URL: https://www.researchgate.net/publication/350485067_Impact_of_Social_Media_on_Social_Issues_VERSATILE_USAGE_OF_SOCIAL_MEDIA_DURING_COVID-19 (дата обращения 17.12.2021).
  12. Esayas. M., Pandey D., Alemu B., Pandey B., Tareke S. The Negative Impact of Social Media during COVID-19 Pandemic // Trends in Psychology. 2022.
  13. Rosen A., Holmes A., Balluerka N., Hidalgo M., Gorostiaga A., Gómez-Benito J., Huedo-Medina T. Is Social Media a New Type of Social Support? Social Media Use in Spain during the COVID-19 Pandemic: A Mixed Methods Study // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2022.
  14. Han Y, Pan W, Li J, Zhang T, Zhang Q, Zhang E. Developmental Trend of Subjective Well-Being of Weibo Users During COVID-19: Online Text Analysis Based on Machine Learning Method // Frontiers in Psychology. – 2022. – Vol.12.
  15. Wang, Y., Wu, P., Liu, X., Li, S., Zhu, T., Zhao, N. Subjective Well-Being of Chinese Sina Weibo Users in Residential Lockdown During the COVID-19 Pandemic: Machine Learning Analysis // Journal of Medical Internet
    Research. – 2020. – Vol.22.
  16. Melton C., Olusanya O., Ammar N., Shaban-Nejad A. Sentiment Analysis of the Covid-19 Vaccines on Social Media // Studies in health technology and informatics. – 2022. – Vol. 290.
  17. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена. URL: https://gateway.pinata.cloud/ipfs/QmSiaT5nyhkoXurWSn3upBCZfnnvgdyFS1hWNbLeoAsKQq (дата обращения 25.01.2022).
  18. Публичный репозиторий Центра Прикладного Анализа Больших Данных ТГУ / проект «Вакцинация от COVID-19 в России: методология анализа контента социальной сети «ВКонтакте»». URL: https://github.com/datacentr/Vaccination-against-COVID-19-in-Russia-methodology-of-content-analysis-of-the-VKontakte-social-netw (Дата обращения 25.01.2022).

Информация об авторах

Дунаева Дарья Олеговна, лаборант, Центр прикладного анализа больших данных Томского государственного университета.

Е-mail: ddo@data.tsu.ru

Басина Полина Александровна, аналитик, Центр прикладного анализа больших данных Томского государственного университета.

Е-mail: basina@data.tsu.ru