Вендекер О.С., Архипова В.А.

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

Полный текст PDF

doi:10.26907/2079-5912.2022.4.16-21

Для цитирования:  Вендекер О.С., Архипова В.А. Проблема образовательной успешности современных студентов // Казанский социально-гуманитарный вестник.  – 2022. – №4 (55) – С. 16–21. doi:10.26907/2079-5912.2022.4.16-24

For citation: Vendeker O.S., Arkhipova V.A. The problem of educational success of modern students: expert assessments  // The Kazan socially-humanitarian bulletin. - 2022. - No. 4 (55) - P. 16-21. doi:10.26907/2079-5912.2022.4.16-21

Аннотация. По результатам экспертного опроса (n=34) педагогов колледжей и вузов выявлены основные проблемы образовательной успешности современного студенчества. Проанализированы социальные, психологические, экономические и педагогические факторы успешности обучения. Рассмотрены значимые противоречия и их влияние на успешность в учебной деятельности современных студентов. Нежелательным следствием выявленных противоречий является стремление переложить ответственность за нерешенность поставленных задач исключительно на образовательные учреждения. Были выделены ключевые причины проблем развития системы образования, оценены перспективы ориентации образовательной политики на талантливую молодежь, а также рассмотрены потенциальные и реализующиеся риски в образовании. Представлена общая характеристика успешного обучающегося.

Ключевые слова: образовательная успешность, социальная зрелость, мотивация, студенчество, педагогическое сообщество.

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-07016.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Нацпроект «Образование» // Министерство просвещения Российской Федерации. URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 05.08.2022).

2. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды. – Т. 2. – М.: Педагогика, 1980. – С. 129–267.

3. Афанасьева Н.А. Самоорганизация - фактор успешности учебной деятельности // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 2. – С. 60-61.

4. Францева М.В. Языковая способность в контексте успешности учебно-профессиональной деятельности студента медицинского вуза // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2009. - №98. – С. 313-316.

5. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. От образовательной неуспешности — к социальной успешности // Высшее образование в России. - 2019. - №11. – С. 34-46.

6. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений по специальности № 031200 "Педагогика и методика нач. обучения" / О. М. Казарцева. - 4-е изд. - Москва : Флинта : Наука, 2001. – 495 с.

7. Шаброва Н.В. Взаимодействие студентов и их родителей как фактор минимизации образовательных рисков // Высшее образование в России. – 2022. – №4. – С. 29-41.

8. Амбарова П.А. Трансфер человеческого капитала учащейся молодежи в системе российского образования // Социологический журнал. – 2021. – №3. – С. 97-120.

Информация об авторах

Вендекер Ольга Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии образования, Уральский федеральный университет им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург

E-mail: o.s.vindeker@urfu.ru

Архипова Виктория Александровна, аспирант кафедры теории и социологии управления, уральский институт управления - Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г.Екатеринбург.

E-mail: v.arkhipova95@mail.ru