Е.В. Анохина

Белгородский государственный национальный исследовательский университетг. Белгород, 308015, Россия

 

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

Полный текст PDF

DOI: 10.26907/2541-7738.2022.3.122-133

Для цитирования: Анохина Е.В. Женское влияние в частной жизни позднеантичного общества в представлениях Августина Блаженного // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2022. – Т. 164, кн. 3. – С. 122–133. – doi: 10.26907/2541-7738.2022.3.122-133.

Аннотация

Статья посвящена исследованию форм женского влияния, представленных в тексте «Исповеди» (“Confessiones”) Августина Аврелия и реализуемых через сферу частной жизни. Анализ исторического контекста показывает, что в позднеантичную эпоху, ключевыми чертами которой выступают континуитет и транзитивность, наблюдается сосуществование античной и христианской традиций, более того, нормой выступает переплетение данных элементов в ментальности отдельно взятой личности. На основе анализа гендерно-окрашенных выражений, употребляемых Августином Блаженным, сделан вывод о сохранении в его сознании античных представлений о феминности/ маскулинности, в том числе о необходимости подчинения физически и эмоционально несовершенных женщин более сильным мужчинам. В то же время подчеркнут дуализм мышления, свойственный Августину как представителю Поздней Античности, ставящему религиозный фактор выше гендерного, а жену-христианку выше мужа-язычника. Выделены основные типы влияния, оказываемого женщинами на представителей мужского пола в соответствии с установленными инструментами такого влияния: эмоциональным воздействием и сексуальной привязанностью. В заключении отмечено, что данная Августином оценка женского влияния коррелирует с его гендерными представлениями, а также с исповедуемыми им моральными принципами.

Ключевые слова: гендер, феминность, влияние, брак, Поздняя Античность, Августин Блаженный

Благодарности. Работа выполнена при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках научного проекта № 22-28-00284.

Литература

  1. Кремона К. Августин из Гиппона. Разум и вера. – М.: Дочери св. Павла, 1995. – 305 с.
  2. Chadwick H. Augustine of Hippo: A Life. – Oxford: Oxford Univ. Press, 2009. – 208 p.
  3. Ерохина Ю.А. Исторические взгляды Августина: Автореф. дис. … канд. ист. наук. – Казань, 2000. – 25 с.
  4. Епифанова Т.В. Человек, общество и государство в историко-религиозном учении Августина Блаженного: Дис. … канд. ист. наук. – Владимир, 2002. – 221 с.
  5. Brown P. Augustine of Hippo. – N. Y.: Dorset Press, 1986. – 470 p.
  6. Salzman M.R. The Making of a Christian Aristocracy. Social and Religious Change in the Western Roman Empire. – Cambridge, USA; London: Harvard Univ. Press, 2004. – 369 p.
  7. Лапшин И.Е. Эстетика брака в учении Блаженного Августина // Сервис в России и за рубежом. – 2013. – № 4. – С. 66–72.
  8. Arjava A. Women and Law in Late Antiquity. – Oxford: Сlarendon Press, 1996. – 304 p.
  9. Сисса Д. Философия пола Платона и Аристотеля // История женщин на Западе: от древних богинь до христианских святых: в 5 т. – СПб.: Алетейя, 2005. – Т. 1. – С. 71–108.
  10. Болгов Н.Н. Поздняя Античность: история и культура. – Белгород: Изд-во Белгор. гос. ун-та, 2009. – 88 с.
  11. Clark M.T. Augustine. – N. Y.: Georgetown Univ. Press, 1994. – 136 p.
  12. Литовченко Е.В. Классическая традиция в ментальности позднеантичных интеллектуалов латинского Запада // Кондаковские чтения II. Проблемы культурно-исторических эпох: Материалы 2-й Междунар. науч. конф. – Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2008. – С. 109–112.
  13. Литовченко Е.В. Классическая и христианская традиции в ментальности позднеантичных интеллектуалов // Электрон. науч.-образов. журн. «История» – 2012. – Т. 3, Вып. 1. – URL: https://history.jes.su/s207987840000292-0-2/.
  14. Литовченко Е.В. Классическая традиция в трудах позднеримских интеллектуалов: конец IV – начало VI вв.: Автореф. дис. … канд. ист. наук. – Тула, 2007. – 22 с.
  15. Мейендорф И.Ф. Введение в святоотеческое богословие. – Минск: Лучи Софии, 2007. – 360 с.
  16. Евтухов И.О. Концепция человека поздней античности: (Запад Римской империи, V в. н. э.): Автореф. дис. … канд. ист. наук. – Минск, 1991. – 19 с.
  17. Рябова Т.Б. Гендерные стереотипы и гендерная стереотипизация: методологические подходы // Женщина в российском обществе. – Иваново: Иванов. гос. ун-т, 2001. – № 3–4. – С. 3–12.
  18. Кипервар Е.А., Севелова М.А. Предпосылки зарождения представлений о гендере в античной философии // Омск. науч. вестн. – 2012. – № 3. – С. 82–84.
  19. Карпачев П.А. Аскетическая традиция в христианстве до появления монашества // Науч.-техн. ведомости СПбГПУ. Гуманит. и общест. науки. – 2017. – Т. 8, № 1. – С. 126–133.
  20. Cooper K. Insinuations of womanly influence: An aspect of the Christianization of the Roman aristocracy // J. Roman Stud. – 1992. – V. 82. – P. 150–164. – doi: 10.2307/301289.
  21. Brown P. The Body and Society: Men, Women, and Sexual Renunciation in Early Christianity. – N. Y.: Columbia Univ. Press, 1988. – 478 р.
  22. Васильев В.А., Лобов Д.В. Августин о добре, зле, добродетели // Социально-гумани­тарные знания. – 2008. – № 5. – С. 255–266.

Поступила в редакцию

10.01.2022

 

Анохина Елизавета Витальевна, аспирант кафедры всеобщей истории

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

ул. Победы, д. 85, г. Белгород, 308015, Россия

E-mail: Anokhina-ElizavetaV@yandex.ru

 

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License