Н.В. Антонова, Н.В. Аржанцева

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, 420008, Россия

 

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

Полный текст PDF

DOI: 10.26907/2541-7738.2022.3.37-47

Для цитирования: Антонова Н.В., Аржанцева Н.В. От краузизма к позитивизму: развитие испанской историко-философской мысли конца XIX – начала XX века глазами испанских исследователей // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2022. – Т. 164, кн. 3. – С. 37–47. – doi: 10.26907/2541-7738.2022.3.37-47.

For citation: Antonova N.V., Arzhantseva N.V. From Krausism to positivism: Development of Spanish historical and philosophical thought in the late 19th–early 20th centuries as viewed by Spanish scholars. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2022, vol. 164, no. 3, pp. 37–47. doi: 10.26907/2541-7738.2022.3.37-47. (In Russian)

Аннотация

В статье рассмотрено развитие испанской историко-философской мысли с середины XIX в. до начала XX в. Исследование основано на историографическом анализе воззрений испанских историков и мыслителей на распространение идей краузизма и позитивизма в Испании. Показаны основные стадии формирования исторической традиции Испании в данный период, выделены особенности прохождения каждого этапа и причины, лежащие в основе их возникновения и развития. Указаны представители каждой традиции, их вклад в развитие испанской исторической науки и наиболее яркие идеи, спровоцировавшие кардинальные изменения в подходе к истории в целом и к процессу ее изучения, методам и подходам в частности. Пошаговое движение испанской историографии представлено с точки зрения различных оценок ее самими испанскими учеными. Традиционная позиция ученых относительно того или иного научного течения в историографии дополняется альтернативными теориями и концепциями. В результате проведенного анализа выделен ряд особенностей развития исторической мысли Испании конца XIX – начала XX в., типичных для испанской интеллектуальной традиции.

Ключевые слова: испанская историография, краузизм, позитивизм, Свободный институт образования, испанская историческая школа

Литература

  1. Saña Halcón E. Historia de la filosofía española. – Madrid: Almuzara, 2007. – 304 р.
  2. De la Cruz Vives M.A. Panorama del pensamiento español en la segunda mitad del siglo XIX. – 1999. – URL: http://platea.pntic.mec.es/~macruz/regenta/XIX.html, свободный.
  3. Araquistain L. El krausismo en España // Cuadernos del Congreso por la Libertad de la Cultura. – París, 1960. – Т. 44. – P. 3–12.
  4. Ruiz Fernández J. La idea de filosofía en Ortega y Gasset: Tesis Doctoral. – Madrid, 2009. – 350 p.
  5. Menéndez y Pelayo M. Historia de las ideas estéticas en España. – Madrid: Impr. de la viuda e hijos de M. Tello, 1927. – Т. 7. – 480 p.
  6. Cayuela Fernández J.G. Realidad y mito del 98: las distorsiones de la percepción. Ciencia y pensamiento en España (1875–1923) // Un siglo de España: centenario, 1898–1998. – Cuenca: Universidad de Castilla-La Mancha y Cortes de Castilla-La Mancha, 1998. – P. 527–552.
  7. Jiménez García A. El krausopositivismo psicológico y sociológico en la obra de U. Gon­zález Serrano // Anales del Seminario de Historia de la Filosofía. – Madrid: Editorial Complutense, 1993. – Т. 10. – P. 73–92.
  8. Calvo Buenas J.L. Luces y sombras del Krausismo español // El Basilisco. – 1978. – T. 3. – P. 56–64.
  9. Bueno Sánchez G. Historiografía del krausismo y pensamiento español // La actualidad del krausismo en su contexto europeo / Eds. Pedro F. Álvarez Lázaro, Enrique Menèndes Ureña. – Madrid: Editorial Parteluz, 1999. – P. 37–73.
  10. Журавлев О.В. Пути и перепутья: Очерки испанской философии XIX – ХХ веков. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 1992. – 200 с.
  11. Яковлева Л.Е. Национальные философские традиции: компаративное измерение // ХОРА. Журнал современной зарубежной философии и философской компаративистики. – 2009. – № 3–4. – С. 4–32.
  12. Сизова Г.Б. Философская система Г.Х.Ф. Краузе и краузизм: Автореф. дис. … канд. филос. наук. – СПб., 1999. – 23 с.
  13. González Serrano U. Los principios de la moral con relación a la doctrina positivista. – Madrid: Imprenta española, 1871. – 112 p.
  14. Ingenieros J. La cultura filisófica en la España medieval. – Madrid: Impr. De M. García y G. Sáez, 1916. – 224 p.
  15. Ramos Pascua J.A. El positivismo jurídico en España: D. Pedro Dorado Montero // Anuario de filosofía del derecho. – 1995. – Т. 12. – P. 503–546.
  16. Jiménez García A. El krausopositivismo de Urbano González Serrano. – Badajoz: Diputación Provincial de Badajoz, 1996. – 322 p.
  17. Fernanidez E. Marxismo y positivismo en el socialismo español. – Madrid: Centro de Estudios Constitucionales, 1981. – 309 p.
  18. Carrillo Martínez J.C. Modernismo y generación del 98 / La lírica (1901–1950). – URL: http://profedelengua.es/lirica_1900–1950.pdf, свободный.
  19. Антонова Н.В. Специфика испанской ренессансной культуры Испании в интерпретации Фернандо Чеки Кремадеса: Дис. … канд. ист. наук. – Казань, 2016. – 227 с.
  20. Sarasa Sánchez E. El medievalista en el franquismo // Jerónimo Zurita: Revista de Historia. – 2007. – Т. 82. – P. 27–38.
  21. Maíz Chacón J. Claudio Sánchez-Albornoz y los mitos medievales de la Historia de España // Nonnullus: Revista Digital de Historia, Suplemento Especial II. – 2009. – P. 34–40. – URL: http://nonnullus.blogspot.com/2009/07/nonnullus-suplemento-especial-xxv.html.
  22. Barros C. Historia de las mentalidades: posibilidades actuales // Problemas actuales de la historia. – Salamanca: Ediciones Universidad, 1993. – P. 49–67.

 

Поступила в редакцию

18.02.2022

 

Антонова Наталья Васильевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры иностранных языков в сфере международных отношений

Казанский (Приволжский) федеральный университет

ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия

E-mail: natallin1710@hotmail.com

 

Аржанцева Наталья Валерьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков в сфере международных отношений

Казанский (Приволжский) федеральный университет

ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия

E-mail: natalia.arj@mail.ru

 

 

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License