А.А. Твардовская, В.Ф. Габдулхаков, Н.Н. Новик

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, 420008, Россия

 

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

Полный текст PDF

DOI: 10.26907/2541-7738.2022.1-2.87-100

Для цитирования: Твардовская А.А., Габдулхаков В.Ф., Новик Н.Н. Билингвизм и регуляторные функции у дошкольников: обзор исследований // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2022. – Т. 164, кн. 1–2. – С. 87–100. – doi: 10.26907/2541-7738.2022.1-2.87-100.

For citation: Tvardovskaya A.A., Gabdulkhakov V.F., Novik N.N. Bilingualism and executive functions in preschoolers: A review of the research progress. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2022, vol. 164, no. 1–2, pp. 87–100. doi: 10.26907/2541-7738.2022.1-2.87-100. (In Russian)

Аннотация

Актуальность работы обусловлена значимостью когнитивного развития ребенка в период дошкольного детства и важностью учета условий, которые оказывают влияние (в данном случае) на развитие билингвизма. В статье представлен обзор исследований, посвященных влиянию билингвизма на когнитивное развитие и академическую успешность детей дошкольного возраста, взаимосвязи обучения на двух языках и развития регуляторных функций. Особое внимание уделено исследованиям в области связи регуляторных функций у билингвальных детей по сравнению с моноязычными, что позволяет оценить разницу в развитии регуляторных функций у дошкольников-билингвов и их одноязычных сверстников. Проанализированы международные базы научного цитирования, выделены публикации с имеющимися исследованиями когнитивного развития ребенка в ситуации билингвизма. Результаты анализа представлены в виде ключевых кластеров с использованием среды VOSviewer. Описаны и сопоставлены данные российских и зарубежных исследований, подтверждающих неоднозначность взаимосвязей моно- и билингвальности детей с когнитивным развитием. На основе результатов исследований, проведенных в дошкольных учреждениях Республики Татарстан, сделан вывод, что двуязычие положительно влияет на когнитивные способности ребенка, если учитываются антропология языковой личности (типы двуязычия), а также поликультурные условия языковой интерференции и транспозиции.

Ключевые слова: дошкольный возраст, монолингвы, билингвы, когнитивное развитие, регуляторные функции, рабочая память, когнитивная гибкость, сдерживающий контроль

Благодарности. Работа выполнена за счет средств Программы стратегического академического лидерства Казанского (Приволжского) федерального университета.

Литература

  1. Bialystok E., Craik F.I.M., Klein R., Viswanathan M. Bilingualism, aging, and cognitive control: Evidence from the Simon task // Psychol. Aging. – 2004. – V. 19, No 2. – P. 290–303. – doi: 10.1037/0882-7974.19.2.290.
  2. Abdelgafar G.M., Moawad R.A. Executive function differences between bilingual arabic-english and monolingual arabic children // J. Psycholinguist. Res. – 2015. – V. 44, No 5. – P. 651–667. – doi: 10.1007/s10936-014-9309-3.
  3. Barac R., Bialystok E. Bilingual effects on cognitive and linguistic development: Role of language, cultural background, and education // Child Dev. – 2012. – V. 83, No 2. – P. 413–422. – doi: 10.1111/j.1467-8624.2011.01707.x.
  4. Crivello C., Kuzyk O., Rodrigues M., Friend M., Zesiger P., Poulin-Dubois D. The effects of bilingual growth on toddlers’ executive function // J. Exp. Child Psychol. – 2016. – V. 141. – P. 121–132. – doi: 10.1016/j.jecp.2015.08.004.
  5. Gathercole V.C.M., Thomas E.M, Kennedy I., Prys C., Young N., Guasch N.V., Roberts E.J., Hughes E.K., Jones L. Does language dominance affect cognitive performance in bilinguals? Lifespan evidence from preschoolers through older adults on card sorting, Simon, and metalinguistic tasks // Front. Psychol. – 2014. – V. 5. – Art. 11, P. 1–14. – doi: 10.3389/fpsyg.2014.00011.
  6. Morales J., Calvo A., Bialystok E. Working memory development in monolingual and bilingual children // J. Exp. Child Psychol. – 2013. – V. 114, No 2. – P. 187–202. – doi: 10.1016/j.jecp.2012.09.002.
  7. Paap K.R., Johnson H.A., Sawi O. Bilingual advantages in executive functioning either do not exist or are restricted to very specific and undetermined circumstances // Cortex. – 2015. – V. 69. – P. 265–278. – doi: 10.1016/j.cortex.2015.04.014.
  8. Bialystok E. Cognitive effects of bilingualism across the lifespan // BUCLD 32: Proc. 32nd Annu. Boston Univ. Conf. on Language Development. – Boston, Mass., USA: Cascadilla Press. – 2008. – P. 1–15.
  9. Веракса А.Н., Ощепкова Е.С., Бухаленкова Д.А., Картушина Н.А. Связь регуляторных функций и производства речи у старших дошкольников: рабочая память и составление нарративов // Клиническая и специальная психология. – 2019. – Т. 8, № 3. – C. 56–84. – doi: 10.17759/psyclin.2019080304.
  10. Poarch G.J., van Hell J.G. Executive functions and inhibitory control in multilingual children: Evidence from second-language learners, bilinguals, and trilinguals // J. Exp. Child Psychol. – 2012. – V. 113, No 4. – P. 535–551. – doi: 10.1016/j.jecp.2012.06.013.
  11. Соколова И.В. Влияние билингвизма на социо-когнитивное развитие личности // Образование и наука. – 2012. – № 8. – С. 81–95. – doi: 10.17853/1994-5639-2012-8-81-95.
  12. Кудрявцева Е.Л., Волкова Т.В. Комплексный подход к обучению языку (как неродному и другому родному) детей билингвов (в возрасте 1 года – 6 лет) в образовательных организациях с этнокультурным компонентом стран Евросоюза. – Riga: RetorikaA, 2014. – 232 с.
  13. Новицкий Н.Ю. Особенности функционирования мозга билингвов при выполнении речевых и общих когнитивных задач // Современная зарубежная психология. – 2016. – Т. 5, № 4. – С. 77–84. – doi: 10.17759/jmfp.2016050408.
  14. Сушко Н.Г., Казанцева Е.Г. Особенности развития детей-билингвов // Учен. заметки ТОГУ. – 2017. – Т. 8, №1. – С. 369–373.
  15. Медведева Д.С., Хотинец В.Ю. Особенности развития речемыслительной деятельности детей-билингвов // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. – 2018. – Т. 28, № 1. – С. 87–93.
  16. Куфтяк Е.В., Ханухова Л.М., Пойманова Е.В. Билингвизм у детей: влияние на когнитивно-коммуникативное развитие и инструменты измерения // Современное дошкольное образование. – 2019. – № 2. – С. 30–39. – doi: 10.24411/1997-9657-2019-10042.
  17. Шайгерова Л.А., Шилко Р.С., Зинченко Ю.П. Двуязычие и многоязычие как междисциплинарный феномен: социокультурный контекст, проблемы и перспективы исследования // Нац. психол. журн. – 2019. – № 1. – С. 3–15. – doi: 10.11621/npj.2019.0101.
  18. Габдулхаков В.Ф. Об антропологии когнитивного и физического развития детей в условиях двуязычия // Современное дошкольное образование. – 2020. – № 1. – С. 10–23. – doi: 10.24411/1997-9657-2020-10061.
  19. Габдулхаков В.Ф. О роли музыкально-ритмических упражнений в развитии когнитивных функций ребенка в условиях цифрового образования // Современное дошкольное образование. – 2020. – № 3. – С. 4–16. – doi: 10.24411/1997-9657-2020-10070.
  20. Габдулхаков В.Ф. Коммуникативное ядро в работе по развитию когнитивных и регуляторных функций дошкольников // Вестн. УРАО. – 2020. – № 5. – С. 15–27. – doi: 10.24411/2072-5833-2020-10047.
  21. Gabdulсhakov V.F., Zakirova G.Sh. Anthropology of pedagogues’ preparation for the development of cognitive regulation in children by the criterion of IPL // VI Int. Forum on Teacher Education. ARPHA Proceedings. V. 3. – 2020. – P. 609–624. – doi: 10.3897/ap.2.e0609.
  22. Gabdulhakov V., Novik N., Yashina O. Anthropology of teacher training in interdisciplinary and digital education // SLET-2020: Proc. Int. Sci. Conf. on Innovative Approaches to the Application of Digital Technologies in Education. – 2020. – P. 60–69.
  23. Габдулхаков В.Ф. О взаимосвязанном развитии физических и когнитивных способностей детей // Современное дошкольное образование. – 2021. – № 1. – С. 18–26. – doi: 10.24411/1997-9657-2021-10092.
  24. Miyake A., Friedman N.P., Emerson M.J., Witzki A.H., Howerter A., Wager T. The unity and diversity of executive functions and their contributions to complex “Frontal Lobe” tasks: A latent variable analysis // Cognit. Psychol. – 2000. – V. 41, No 1. – P. 49–100. – doi: 10.1006/cogp.1999.0734.
  25. Веракса А.Н., Гаврилова М.Н., Бухаленкова Д.А. Связь показателей развития речи и регуляторных функций у детей дошкольного возраста: анализ исследований // Психол. журн. – 2019. – T. 40, № 3. – C. 64–76. – doi: 10.31857/S020595920004599-4.
  26. Хотинец В.Ю., Сальнова С.А. Executive Functions и их связь с развитием речи на русском языке у детей-билингвов и монолингвов // Вестн. РУДН. Сер. Психология и педагогика. – 2020. – Т. 17, № 3. – С. 412–425. – doi: 10.22363/2313-1683-2020-17-3-412-425.
  27. Marini А., Eliseeva N., Fabbro F. Impact of early second-language acquisition on the development of first language and verbal short-term and working memory // Int. J. Bilingual Educ. Bilingualism. – 2019. – V. 22, No 2. – P. 165–176. – doi: 10.1080/13670050.2016.1238865.
  28. Boerma T., Blom E. Effects of developmental language disorder and bilingualism on children’s executive functioning: A longitudinal study // Res. Dev. Disabilities. – 2020. – V. 107. – Art. 103782, P. 1–11. – doi: 10.1016/j.ridd.2020.103782.
  29. Crespo K., Gross M., Kaushanskaya M. The effects of dual language exposure on executive function in Spanish–English bilingual children with different language abilities // J. Exp. Child Psychol. – 2019. – V. 188. – Art. 104663, P. 1–19. – doi: 10.1016/j.jecp.2019.104663.
  30. Адигамова Р.И. Трудности одновременного освоения двух языков детьми-билинг­вами // Филол. аспект: междунар. науч.-практ. журн.. Сер. Методика преподавания языка и литературы. – 2021. – № 5. – URL: https://scipress.ru/fam/articles/trudnosti-odnovremennogo-osvoeniya-dvukh-yazykov-detmi-bilingvami.html, свободный.
  31. Müller L., Howard K.B., Wilson E., Gibson J.L., Katsos N. Bilingualism in the family and child well-being: A scoping review // Int. J. Bilingualism. – 2020. – V. 24, No 5–6. – P. 1049–1070. – doi: 10.1177/1367006920920939.
  32. Lindholm-Leary K. Dual Language Education Models and Research in Early Childhood Education in the USA // Handbook of Early Language Education. Springer International Handbooks of Education / Schwartz M. (Ed.). – Cham: Springer, 2020. – P. 1–23. – doi: 10.1007/978-3-030-47073-9_11-1.

Поступила в редакцию

01.02.2022

 

Твардовская Алла Александровна, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой дошкольного образования

Казанский (Приволжский) федеральный университет

ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия

E-mail: Alla.Tvardovskaya@kpfu.ru

 

Габдулхаков Валерьян Фаритович, доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного образования

Казанский (Приволжский) федеральный университет

ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия

E-mail: valeryan.gabdulhakov@kpfu.ru

 

Новик Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования

Казанский (Приволжский) федеральный университет

ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия

E-mail: irinigma@mail.ru

 

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License