С.Н. Комарова, И.А. Нигматуллина
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, 420008, Россия
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
Полный текст PDF
DOI: 10.26907/2541-7738.2022.1-2.41-54
Для цитирования: Комарова С.Н., Нигматуллина И.А. Технологии альтернативной коммуникации при коррекции нарушений речи у детей с расстройствами аутистического спектра // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2022. – Т. 164, кн. 1–2. – С. 41–54. – doi: 10.26907/2541-7738.2022.1-2.41-54.
For citation: Komarova S.N., Nigmatullina I.A. Alternative communication technologies for correcting speech impairment in children with autism spectrum disorders. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2022, vol. 164, no. 1–2, pp. 41–54. doi: 10.26907/2541-7738.2022.1-2.41-54. (In Russian)
Аннотация
В последние годы как в России, так и в зарубежных странах отмечается тенденция к увеличению количества детей, имеющих расстройства аутистического спектра (РАС). Наиболее актуальной и пока еще малоизученной является проблема применения в процессе воспитания и обучения детей с РАС технологий с доказанной эффективностью, в том числе и в области речевой абилитации. В статье проведен анализ существующих в современной науке технологий альтернативных коммуникаций с доказанной эффективностью, применяемых в работе по развитию и коррекции речи, а также по формированию коммуникативных навыков детей с нарушениями в развитии. Предложена классификация методов и средств альтернативной коммуникации, дана их качественная характеристика, выявлены особенности применения данных технологий в работе по развитию речи и коммуникативных навыков у детей с РАС.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, системы и технологии альтернативной коммуникации, жестовая система, графическая система, ассистивная система
Благодарности. Работа выполнена за счет средств Программы стратегического академического лидерства Казанского (Приволжского) федерального университета.
Литература
- Волкмар Ф.Р., Вайзнер Л.А. Аутизм: практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. – 224 с.
- Гайдукевич С.Е. Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. – Минск: БГПУ, 2009. – 276 с.
- Квятковска М. Глубоко непонятые дети. Поддержка развития детей с тяжелыми и глубокими нарушениями интеллекта. – СПб.: Скифия, 2016. – 368 с.
- Пиз А., Гарнер А. Язык разговора. – М.: Эксмо, 2010. – 224 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. – М.: Питер, 1999.
- Поваляева М.А., Рутер О.А. Невербальные средства общения. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 352 с.
- Альтернативная коммуникация. Технологии невербальной коммуникации. Информационно-методические материалы / Под ред. В.Л. Рыскиной. – СПб.: СПб ГБУ «Городской информационно-методический центр «Семья», 2018. – 28 с.
- Штягинова Е.А. Альтернативная коммуникация. – Новосибирск: О-во «Даун Синдром», 2012. – 160 с.
- Социальная психология: Словарь / Под ред. М.Ю. Кондратьева. – М.; СПб.: ПЕР СЭ, 2005. – 175 c.
- Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). – Ростов: Изд-во Ростов. ун-та, 1986. – 135 с.
- Доман Г. Как научить ребенка читать, или тихая нежная революция. – М.: Медиакид 2007. – 154 с.
- Течнер С., Мартинсен Х. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию. – М.: Теревинф, 2014. – 432 с.
- Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей. – М.: Теревинф, 2018. – 236 с.
- Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов. – М.: Теревинф, 2011. – 416 с.
- Баряева Л.Б., Лопатина Л.В. Технологии альтернативной и дополнительной коммуникация для детей с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза. Сб. науч. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. / Науч. ред. В.П. Крючков. – Саратов: Сарат. источник. – 2017. – С. 7–16.
- Макатон. Основной словарь. Символы / Под ред. Т.А. Бондарь. – М.: РБОО «Центр лечебной педагогики», 2014. – 50 с.
- Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология. – М.: Владос, 2000. – 192 с.
- Карпенкова И.В. Использование компьютера в развитии и социализации детей с особенностями развития. – М.: Наш Солнечный Мир, 2013. – 84 с.
- Диярова И.В., Нигматуллина И.А. Особенности логопедической работы по развитию речевой коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра // Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика: Сб. науч. тр. XIII Междунар. науч.-образ. конф. / Под ред. А.И. Ахметзяновой. – Казань: Казан. фед. ун-т, 2019. – Вып. 13. – С. 190–195.
- Рязанова И.Л. Низкотехнологичные средства АДК: начинаем использовать // Практика социальной работы. Открытый методический ресурс. – 2019. – № 1. – URL: http://www.центрсемья.рф/system/files/tmp/Рязанова_И_Низкотехнологичное%20АДК. pdf/, свободный.
- Царев А.М., Беркович М.Б., Сафиуллина Г.К., Завада А., Смычек А., Рязанова А.В., Долотова И.А., Покровская И.А., Андреева И.Н. Школьное обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. – СПб.: Изд-во НОУ ДПО «Социальная школа Каритас», 2014. – 48 с.
- Cornforth A.R.T., Johnston K., Walker M. Teaching sign language to deaf mentally handicapped adults // J. Inst. Ment. Subnormality (APEX). – 1974. – V. 2, No 1. – P. 23–25. – doi: 10.1111/j.1468-3156.1974.tb00075.x.
- Комарова С.Н. Активизация экспрессивной речи детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. – Казань: Отечество, 2020. – 157 с.
- Беркович М. Простые вещи. Как устанавливать контакт с людьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития. – СПб.: Скифия, 2016. – 96 с.
- Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: методические разработки. – М.: Теревинф, 2003. – 160 с.
- Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать! Опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха по методу Леонгард. – М.: Теревинф, 2009. – 144 с.
- Battye A. Who’s Afraid of AAC? The UK Guide to Augmentative and Alternative Communication. – Abingdon: Routledge, 2018. – 301 p.
Поступила в редакцию
25.01.2022
Комарова Светлана Николаевна, учитель-логопед Специального (коррекционного) детского сада для детей с расстройствами аутистического спектра «МЫ ВМЕСТЕ»
Казанский (Приволжский) федеральный университет
ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия
E-mail: skomar-ova@yandex.ru
Нигматуллина Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики специального образования
Казанский (Приволжский) федеральный университет
ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия
E-mail: irinigma@mail.ru
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License