О.А. Величенкова1, В.Г. Гусева2

1Московский городской педагогический университет, г. Москва, 129226, Россия

2Ассоциация родителей детей с дислексией, г. Москва, 119454, Россия

 

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

Полный текст PDF

DOI: 10.26907/2541-7738.2022.1-2.28-40

Для цитирования: Величенкова О.А., Гусева В.Г. Выполнение слухоречевых проб школьниками с трудностями в обучении // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2022. – Т. 164, кн. 1–2. – С. 28–40. – doi: 10.26907/2541-7738.2022.1-2.28-40.

For citation: Velichenkova O.A., Guseva V.G. Performance in auditory and speech tests among schoolchildren with learning disabilities. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2022, vol. 164, no. 1–2, pp. 28–40. doi: 10.26907/2541-7738.2022.1-2.28-40. (In Russian)

Аннотация

В статье описан опыт проведения онлайн-обследования слухоречевых функций у детей с трудностями в обучении. Обследование проводилось среди детей 1–7 классов с трудностями в овладении письмом и чтением (всего 307 учащихся). Исследован вопрос согласованности тестов, используемых для изучения слухоречевых функций в рамках нейропсихологической и логопедической практик. Для анализа были выделены следующие пробы: запоминание 10 слов, повторение серий слогов с оппозиционными согласными, повторение десемантизированных стимулов (псевдослов). По результатам корреляционного анализа отмечена согласованность данных тестов: показана значимая связь успешности повторения псевдослов, слогов, заучивания 10 слов. Представлено также описание результатов выполнения тестов разновозрастными детьми с трудностями в обучении, обозначены дальнейшие перспективы исследования выявленных закономерностей.

Ключевые слова: дислексия, дисграфия, трудности в обучении, слухоречевая память, фонологическая обработка, фонематическое восприятие, псевдослова

Литература

  1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: ИД «МиМ», 1997. – 286 с.
  2. Русецкая М.Н. Нарушения чтения у младших школьников: анализ речевых и зрительных причин. – СПб.: Каро, 2007. – 192 с.
  3. Ахутина Т.В. Нейропсихологический анализ ошибок на письме // Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция / Под общ. ред. О.А. Величенковой. – М.: Логомаг, 2018. – С. 76–95.
  4. Величенкова О.А., Русецкая М.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников. – М.: Нац. кн. центр, 2015. – 316 с.
  5. Григоренко Е.Л. Влияние индивидуальных особенностей когнитивного развития на овладение навыками чтения и письма младшими школьниками: Дис. … д-ра психол. наук. – М., 2012. – 320 с.
  6. Ахутина Т.В., Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников: практическое пособие. – М.: Юрайт, 2017. – 175 с.
  7. Григоренко Е.Л., Эллиотт Дж. Дж. Чтение о чтении. – Воронеж: Аист, 2012. – 415 с.
  8. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб.: КАРО, 2019. – 254 с. 
  9. Иншакова О.Б. Мультидисциплинарный анализ становления фонематического навыка письма у младших школьников. – М.: В. Секачев, 2013. – 282 с.
  10. Токарева О.А. Расстройства письма у разных групп аномальных детей и принципы в работе по их устранению // Патология речи: Ученые записки МГПИ им. В.И. Ленина. – М.: МГПИ, 1971. – Т. 406. – С. 63–98.
  11. Хватцев М.Е. Логопедия. – М.: Учпедгиз, 1959. – 476 с.
  12. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: избранные труды / Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М.: АРКТИ, 2005. – 224 с.
  13. Величенкова О.А. Диагностика речевых функций в рамках скрининг-обследования первоклассников // Новые педагогические технологии. – М.: Спутник+, 2015. – C. 39–44.
  14. Дорофеева С.В., Решетникова В.А., Зырянов А.С., Горанская Д.Н., Гордеева Е.А., Серебрякова М.Н., Ахутина Т.В., Драгой О.В. Батарея тестов для выявления особенностей фонологической обработки у русскоязычных детей: данные нормы и группы детей с дислексией // Восьмая междунар. конф. по когнитивной науке: Тез. докл. Светлогорск, 18–21 окт. 2018 г. – М.: Ин-т психологии РАН, 2018. – С. 331–333.
  15. Дорофеева С.В. Речевой дефицит и дислексия: экспериментальное исследование русскоговорящих детей: Дис. … канд. филол. наук. – М., 2020. – 68 с.
  16. Корнеев А.А., Жижина О.Г., Ахутина Т.В. Кластеризация нейропсихологических данных и состояние слухоречевой памяти у детей 6–9 лет // PROчтение: дислексия в XXI веке: Сб. материалов IХ Междунар. науч.-практ. конф. Рос. ассоциации дислексии. – М.: Гос. ин-т рус. языка им. А.С. Пушкина, 2020. – С. 98–107.
  17. Методы нейропсихологического обследования детей 6–9 лет / Под ред. Т.В. Ахутиной. – М.: В. Секачев, 2016. – 278 с.
  18. Руль (Елисеева) Н., Горобец Е., Резвина И. Повторение псевдослов русскоговорящими детьми: материалы для нейролингвистического опросника // Филология и культура. Philology and culture. – 2018. – № 2. – С. 121–127.
  19. Фомина М.А., Ахутина Т.В., Матвеева Е.Ю., Корнеев А.А. Возрастная динамика при выполнении методики на слухоречевую память у детей 7–10 лет // Когнитивная наука в Москве: новые исследования: Материалы конф. – М.: Буки-Веди, 2021. – С. 417–421.
  20. Eliseeva N., Marini A. Phonological working memory and inhibition control in language impaired (LI) children // Experimental Psycholinguistics Conf. Menorca (Balearic Islands): U.N.E.D. 28-30.06.2017.  – Menorca, 2017. – Р. 213–214.
  21. Dollaghan C.A., Biber M.E., Campbell T.F. Lexical influences on nonword repetition // Appl. Psycholinguist. – 1995. – V. 16, No 2. – P. 211–222. – doi: 10.1017/S0142716400007098.
  22. Estes K.G., Evans J.L., Else-Quest N.M. Differences in the nonword repetition performance of children with and without specific language impairment: A meta-analysis // J. Speech, Lang., Hear. Res. – 2007. – V. 50, No 1. – P. 177–195. – doi: 10.1044/1092-4388(2007/015).
  23. Fawcett A.J., Nicolson R.I. The Dyslexia Screening Test – Junior (DST-J). – London: Harcourt Assess., 2004.
  24. Gathercole S.E. Is nonword repetition a test of phonological memory or long-term knowledge? It all depends on the nonwords // Mem. Cognit. –1995. – V. 23, No 1. – P. 83–94. – doi: 10.3758/BF03210559.
  25. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. – М.: Педагогика, 1974. – 310 с.
  26. Нейропсихологическая диагностика: в 2 ч. / Под ред. Е.Д. Хомской. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – Ч. 1. – 46 с.
  27. Лебедев С.В. Стимульные ряды для методик изучения слухоречевой памяти: новая разработка // Методы нейропсихологической диагностики / Ред. Е.Ю. Балашова, М.С. Ковязина. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2009. – С. 145–157.
  28. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика младших школьников. – М.: Юрайт. – 136 с.
  29. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Academia, 2002. – 227 c.
  30. Глозман Ж.М. Нейропсихологическая диагностика: качественная и количественная оценка данных. – М.: Смысл, 2012. – 264 с.
  31. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2005. – 384 с.
  32. Сумарокова В.А. К вопросу об объеме вербальной памяти школьников // Вестн. Ун-та Рос. акад. образования. – 2017. – № 5. – С. 44–50.
  33. Григорьева И.А., Корнев А.Н., Оганов С.Р. Регистрация движений взора при списывании квазислов у детей с дисграфией 8–9 лет и здоровых сверстников // Доктор. – 2018. – № 1. – С. 93–94.
  34. Словенко Е.Д., Яремченко П.И., Хохлов Н.А. Нормативные характеристики выполнения методики «заучивание 10 слов» и способы выявления установочного поведения при исследовании памяти // Вестн. по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2020. – № 3. – С. 52–85.
  35. Зверева Н.В. Нарушения произвольной памяти в структуре когнитивного дизонтогенеза у детей с разными видами отклоняющегося развития // Культурно-историческая психология. – 2008. – № 3. – С. 79–85.
  36. Рыжова И.А. Анализ эффективности нейропсихологических методов диагностики нарушения памяти, применяемых в психиатрической практике // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. – 2015. – № 3. – С. 38–47.

Поступила в редакцию

14.02.2022

 

Величенкова Ольга Александровна, кандидат педагогических наук, доцент логопедии Института специального образования и психологии

Московский городской педагогический университет

2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, г. Москва, 129226, Россия

E-mail: velichenkova@mail.ru

 

Гусева Виктория Германовна, нейропсихолог Центра диагностики и поддержки детей с трудностями в обучении

Ассоциации родителей детей с дислексией

ул. Удальцова, д. 81, г. Москва, 119454, Россия

E-mail: gvictory13@gmail.com