1. С чего начать подготовку учащихся к ЕГЭ по английскому языку? 

Итоговое испытание по каждому предмету имеет специфику. ЕГЭ по английскому языку состоит из письменной и устной частей, а значит, подготовка должна идти по двум фронтам. Или, если быть точной, по четырем: аудирование, чтение, письмо, говорение. И начинать нужно с аспектов, в которых обнаружились наибольшие пробелы в знаниях и умениях учащегося – как правило, это путаница в грамматике и бедный лексический запас.

2. И сколько в среднем времени займет качественная подготовка?  

Диапазон времени, отводимого на подготовку к этому экзамену, - весьма индивидуален, однако, разумеется, чем раньше подготовка начнется, чем регулярнее она будет, тем основательнее подготовится ученик. Идеальный вариант – 10 класс, как старт тренингов. Громкие лозунги «подготовим вас к экзаменам за две недели до них» остаются не более, чем рекламным ходом, примерно таким же, как «выучить китайский за три дня». Это нечто эфемерное и недоступное здравому смыслу. Серьезные преподаватели относятся к таким профанациям с юмором – как, надеюсь, и сами учащиеся и их родители.

3. Какой формат обучения наиболее оптимален для старшеклассника: индивидуальный или в группе?

Пусть это решает сам учащийся, пусть попробует оба формата и выберет подходящий лично ему / ей. Бытует мнение, что интровертам лучше заниматься тет-а-тет, однако знаю множество случаев, когда в группе замкнутость исчезала и учащиеся разного темперамента и склада ума замечательно взаимодействовали, помогали друг другу, с юмором воспринимали свои ошибки и готовы были совместно их исправлять.

В мини-группах (5-7 человек) сохраняется идеальный баланс между фронтальной работой и индивидуальным подходом. Мотивация, как правило, высока и автоматически поддерживает самодисциплину – домашние задания всегда выполнены в срок и в полном объеме. В этом году работаю именно с такой академически активной группой, нацеленной на высокий результат. Верю, что все у наших девушек получится.

4. Необходимо ли наращивать вокабуляр или достаточно регулярно тренировать определенный тип заданий, и лексика «натренируется сама по себе»?

Я верю в чудеса, верю в одаренность каждого учащегося в каком-то определенном аспекте, однако убеждена, что без создания крепкого лексического фундамента не построишь красивое здание под названием «уверенное владение иностранным языком». Ну нет такой вакцины, которая позволила бы с легкостью перескочить с elementary на intermediate. Волшебные пирожки роста были у Алисы Льюиса Кэрролла, как мы помним, однако мы также памятуем и о сокрушительных последствиях такого стремительного роста, когда вокруг ломалась мебель и в ужасе разбегались герои произведения. Когда рост постепенен, прогресс наиболее стабилен. Когда пройденная лексика постоянно фигурирует в речи, она поселяется в активном словарном запасе ученика и уже не будет просто эффектом дежавю, когда смотришь на слово и мучительно вспоминаешь, где же ты его видел.

5. Как подкрепить веру учащегося в себя, особенно если что-то не получается сразу?

Бывает такое, что начинается паника из серии «Я все забуду» или «Перепутаю схемы заданий», т.п. В этом случае занятие становится в некотором плане сеансом психотерапии, поскольку наша задача также – вселить уверенность в наших учеников, что у них все получится. Да, получается по-разному: кто-то справляется быстрее, кому-то требуется больше времени. Мы разные. Ошибки совершают все. Важно научить расставлять приоритеты и корректно распределять время при выполнении заданий. И если переживания могут захлестнуть уже в начале экзамена, можно посоветовать после аудирования в письменной части справиться с наиболее объемными заданиями: чтением и эссе. Можно тренироваться с будильником в классе и дома, главное – соблюдать регулярность.

А преподавателям делать творческие трехминутки между заданиями (особенно сложными) на развитие памяти, внимания, реакции. Например, это может быть антонимизация: называется слово русском языке и нужно привести его антоним на английском. Такие упражнения выталкивают нас из зоны комфорта, напрягают, однако постепенно приводят к нужному результату: уверенному быстрому ответу, да еще с синонимами. Нужно мозг приучать работать в условиях стресса и уметь сконцентрировать внимание даже, к примеру, в условиях шума, чужой паники.

6. Как обычно протекает работа со словообразованием? Грамматикой?

- Мы детализируем префиксы и суффиксы, ведем словарик, разбираем семантическое поле слов (разнообразные значения) и обязательно акцентируем внимание на исключениях. Разбираем схему работы с этим типом заданий: учимся определять отсутствующую часть речи, оцениваем исходное слово и определяем возможную эволюцию нашего слова от глагола к прилагательному, от существительного – к глаголу, т.д. Обязательно просматриваем словарик в конце дня. Заучить все это сложно, но вполне вероятно запомнить, встречая визуально ежедневно.

7. Как бы Вы рекомендовали готовить к аудированию?

Совет прост, как мир: окружить себя языком. У нас с подопечными есть группа в сети WhatsApp, где мы общаемся на английском языке, уточняя кое-какие явления на русском языке. Пересылаю девушкам звуковые сообщения, которые им нужно понять и ответить на заданные вопросы. Слушаем песни, заполняем пропуски необходимыми словами.

8. С какими сложностями приходится сталкиваться при подготовке старшеклассников к ЕГЭ по английскому языку?

- У моих ребят возникла путаница в требованиях к определенным типам задания: если в личном письме косвенные вопросы могут использоваться, то, к примеру, в задании 2 устной части их быть не должно. Могут путать базисные схемы для заданий устной части. Были вопросы по похожим картинкам в устной части. Просто важно весь путь экзамена – от начала до конца – пройти с учащимися вместе, акцентируя внимание на мельчайших нюансах, коих в экзамене много. Экзамен многокомпонентный, непростой, но осилить его вполне возможно, если совместно идти к одному результату, не забывая, что мы работаем с детьми.

9. Что бы Вы пожелали учащимся накануне важных испытаний в их жизни?

- Верить в себя и свои силы, на экзамене максимально сконцентрироваться и не обращать внимания на чужую панику. Если вы готовились, значит, сможете все это изложить и рассказать. Важно собраться. Всем успехов и достижения тех высот, которые вы наметили!

10. С какими методическими сложностями сталкивается преподаватель, работающий с мини-группой?

- Прежде всего, это изначальный уровень языковой подготовки, который может быть очень разным. Преподавателю важно определить все проблемные точки и разработать схему подготовки для каждого своего подопечного. Сложнее всего, эти схемы встроить в общую канву занятия, но нет ничего невозможного – как говорится, the sky is the limit. Каждое занятие со своей мини-группой начинаю с работы, нацеленной на эти самые проблемные точки. Если это отставание качества письменной речи (misspelling) от хорошего говорения у одного и того же ученика, мы проводим небольшую spelling battle – буквально на 2-3 минуты – когда учащиеся диктуют друг другу по очереди 5-6 вызывающих затруднения слова и затем проверяют себя вместе с преподавателем. Если группа достаточно сильна, можно усложнить задачу: слова могут быть на русском языке, но спеллинговать их нужно на английском. Постепенно темп выполнения задания растет. Таким образом, в это упражнения можно вынести наиболее трудные для вашей группы слова и словосочетания, а также новую лексику, которую вы почерпнули из чтения или давали группе тематически. В конце концов, не открою Америку, если скажу, что действенны мини-диктанты на регулярной основе.

Но бывает еще и так: учащийся пишет хорошие сочинения с продуманным сюжетом, соблюдением структуры, однако теряется при построении устных высказываний, путает порядок слов английского предложения и теряет весь свой богатый вокабуляр на первых минутах выступления. Тогда мы добавляем работу с устным объяснением слов на английском по цепочке: ребятам предлагаются слова, которые мы прошли на наших занятиях, либо новые слова, значение которых ребятам предлагается определить сразу (повышенный уровень сложности). Терпеливо разбираем все нюансы, «скелет» предложения. Точно таким же путем хорошо отрабатывать построение вопросов (и это пригодится учащимся не только в устной части ЕГЭ, но и в целом в общении на иностранном языке, ведь язык – прежде всего, общение, состоящее из вопросов и ответов).