Ф.Ф. Серебряков

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, 420008, Россия

 

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

Полный текст PDF

DOI: 10.26907/2541-7738.2021.4-5.238-254

Для цитирования: Серебряков Ф.Ф. Образованный человек и философия (Делает ли образование человека образованным?) // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2021. – Т. 163, кн. 4–5. – С. 238–254. – doi: 10.26907/2541-7738.2021.4-5.238-254.

For citation: Serebryakov F.F. Educated person and philosophy (Does education make a person educated?). Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2021, vol. 163, no. 4–5, pp. 238–254. doi: 10.26907/2541-7738.2021.4-5.238-254. (In Russian)

Аннотация

Настоящее исследование посвящено вопросу о том, что именно следует понимать под выражением «образованный человек». Автор исходит из того, что понятие «образованный человек», взятое вообще, есть слишком широкая, малосодержательная абстракция, которая, не имея конкретного значения, не может быть использована как эффективный инструмент для социологического, антропологического и культурологического анализа, поскольку не заключает в себе ни меры, ни критерия своего содержания. Чтобы стать продуктивным во всех отношениях, это понятие должно быть истолковано конкретно, наполнено историческим содержанием. Когда образование становится предметом «исторического философствования», то, понимаемое как «получение систематизированных знаний и навыков», оно «перерастает» в «образ-ование человека» в социально-философском смысле. В статье рассмотрены разные смыслы этого последнего понятия. С опорой на гегелевские рассуждения об образовании отмечено, чем конкретно наполняется содержание понятия «образованный человек», чем последний отличается от человека необразованного. Сделан вывод о том, какое место занимает философия (автор полагает – решающее) в образовании образованного человека.

Ключевые слова: образование, образованный человек, необразованный человек, образование человека, разносторонние знания, точка зрения, философия, мышление, свободная мысль, всеобщее

Литература

  1. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. – М.: АСТ, 2020. – 384 с.
  2. Маковельский А.О. Софисты: вып. 1–2.– Баку: НКП АзССР, 1941. – Вып. 2: VIII. Гиппий. А. Жизнь и учение. – 100 с.
  3. Аристотель. Риторика. – М.: Изд-во «Э», 2016. – 256 с.
  4. Ивановский В.Н. Педагогические идеи Герберта Спенсера. С кратким обзором движения английской педагогической мысли в XIX веке // Очерки по истории педагогических учений. – М.: Польза, 1911 – С. 190–208.
  5. Феофраст. Характеры. – СПб.: Азбука-Классика, 2010. – 160 с.
  6. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала // Лоренц К. Оборотная сторона зеркала: [сборник] – М.: АСТ, 2021. – C. 11–432.
  7. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии: в 3 кн.  – СПб: Наука, 2006. – Кн. 2. – 423 с.
  8. Гейзенберг В. Изменения структуры мышления в развитии науки // Гейзенберг В. Шаги за горизонт. – М.: Прогресс, 1987. – С. 190–200.
  9. Эйнштейн А. Мир, каким я его вижу. – М.: АСТ, 2014. – 223 с.
  10. Шрёдингер Э. Что такое жизнь? // Шрёдингер Э. Что такое жизнь? – М.: АСТ, 2019. – С. 3–138.
  11. Герцен А.И. Дилетантизм в науке // Герцен А.И. Собр. соч.: в 30 т. – М.: Изд-во АН СССР, 1954. – Т. 3. – С. 5–87.
  12. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – М.: Госполитиздат, 1961. – Т. 20. – С. 1–338.
  13. Асмус В.Ф. Античная философия.– М.: Высш. шк., 1976. – 543 с.
  14. Люксембург Р. Введение к «Истории моего современника» Владимира Короленко // Люксембург Р. О социализме и русской революции. – М.: Политиздат, 1991. – С. 252–277.
  15. Одоевский В.Ф. Записки для моего праправнука о русской литературе // Одоевский В.Ф. О литературе и искусстве. – München: Im-Werden-Verlag, 2006. – С. 24–29.
  16. Гёте И.В. Учение о цвете. – М.: АСТ, 2021. – 256 с.
  17. Гейзенберг В. Философские взгляды Вольфганга Паули // Гейзенберг В. Шаги за горизонт. – М.: Прогресс, 1987. – С. 283–289.
  18. П.И. Котельников (1809−1878). Издание секции физико-математических наук Общества Естествоиспытателей при Императорском Казанском Университете. – Казань: Унив. тип., 1887. – 30 с.
  19. Васильев А.В. Математическое и философское преподавание в средней школе. – Казань: Типолит. Казан. ун-та, 1912. – 12 с.
  20. Васильев А.В. Математика за последние 50 лет // Матем. образование. – 1997. – № 3. – С. 75–91.

Поступила в редакцию

10.08.2021

 

Серебряков Фаниль Фагимович, кандидат философских наук, доцент кафедры общей философии

Казанский (Приволжский) федеральный университет

ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия

E-mail: fanserebr@yandex.ru

 

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License