Г.К. Гизатова, О.Г. Иванова

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, 420008, Россия

 

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

Полный текст PDF

DOI: 10.26907/2541-7738.2021.4-5.222-229

Для цитирования: Гизатова Г.К., Иванова О.Г. Имидж как конструкт социальной реальности // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2021. – Т. 163, кн. 4–5. – С. 222–229. – doi: 10.26907/2541-7738.2021.4-5.222-229.

For citation: Gizatova G.K., Ivanova O.G. Image as a construct of social reality. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2021, vol. 163, no. 4–5, pp. 222–229. doi: 10.26907/2541-7738.2021.4-5.222-229. (In Russian)

Аннотация

Статья посвящена анализу феномена имиджа и особенностям его конструирования. В современном социальном знании понятие «имидж» широко используется в психологии, политологии, исследованиях в сфере бизнеса и PR. Данный феномен является очень сложным, многогранным, амбивалентным по своей природе, поэтому для его успешного изучения необходим междисциплинарный подход. В ходе анализа использовались труды современных отечественных и зарубежных теоретиков, раскрывающих сложный, диалектически противоречивый характер исследуемого феномена. Сделан вывод о том, что имидж формируется под влиянием конкретных социокультурных условий, но в то же время имидж субъекта может выступать как важный стимул для его саморазвития. Процесс конструирования имиджа неразрывно связан с процессом самоидентификации индивида, выступает одним из механизмов формирования его идентичности. Как и идентичность, имидж представляет собой диалектическое единство неизменного и постоянно изменяющегося, целостного и фрагментарного, на его формирование определяющее влияние оказывают существующие в обществе в конкретный исторический период ценностные системы, общественные идеалы.

Ключевые слова: имидж, социальная реальность, социальное конструирование, семиотика

Литература

  1. Boulding K. The Image: Knowledge in Life and Society. – Ann Arbor: Univ. of Michigan Press, 1956. – 175 p.
  2. Галумов Э.А. Международный имидж России: стратегия формирования. – М.: Известия, 2003. – 446 с.
  3. Галумов Э.А. Стратегия формирования имиджа России в аспекте национальных интересов // Сайт ИАА «МиК». – 2004. – 10 марта. – URL: http://moip.viperson.ru/ uploads/attachment/file/3261/ktenacionalxnyhinteresov.pdf, свободный.
  4. Галумов Э.А. Международный имидж современной России: Политологический анализ: Автореф. дис. … д-ра полит. наук. – М., 2004. – 52 с.
  5. Галумов Э.А. Имидж России в глобальном пространстве // Правоведение и политология. – 2010. – 14 февр. – URL: https://pravo33.wordpress.com/2010/02/14/, свободный.
  6. Семененко И.С. Образы и имиджи в дискурсе национальной идентичности // Полис. Политические исследования. 2008. – № 5. – С. 7–18.
  7. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. – М.: Омега-Л, 2007. – 266 с.
  8. Цветкова Е.А. Культурологическая концепция имиджа // Вестн. НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Сер. Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. – 2016. – № 1. – С. 91–97.
  9. Калюжная Е.Г. Имидж: предыстория и культурологическое обоснование феномена. – URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/23293/1/iurg-2006-47-05.pdf, свободный.
  10. Черёмушникова И.К. Имидж как выразитель культурных смыслов // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7. Филос. – 2008. – № 2. – С. 86–91.
  11. Черёмушникова И.К. Имидж как смысловая реальность культуры // Вестн. ВГУ. Сер. Философия. – 2011. – № 1. – С. 146–150.
  12. Белобрагин В.Я., Белобрагин В.В. Некоторые вопросы формирования имиджелогии как науки // Имиджелогия-2004: состояние, направления, проблемы. – М.: РИЦ АИМ, 2004. – С.32–36. – URL: http://imageology.ru/content/view/21/, свободный.
  13. Гавра Д.П. Категория имиджа в современной коммуникативистике // Журн. социол. и соц. антропологии. – 2013. – Т. 16, № 4. – С. 29–43.
  14. Аверин В.А. Психологическая структура личности. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 89 с.
  15. Zhang C., Meadows C.W. International coverage, foreign policy, and national image: Exploring the complexities of media coverage, public opinion, and presidential agenda // Int. J. Communication. – 2012. – V. 6. – Р. 76–96.
  16. Гизатова Г.К., Иванова О.Г. Национальный менталитет и межкультурное взаимодействие в мультикультурном обществе // European Science and Technology:  Materials the X Int. Res. Pract. Conf. – Munich, Germany: Vela Verlag Waldkraiburg, 2015. – V. I. – P. 287–291.
  17. This Week’s Citation Classic. – 1988. – No 48. – November 28. – URL: https://garfield.library.upenn.edu/classics1988/A1988Q864300001.pdf, свободный.
  18. Лотман Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста // Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. – СПб.: Акад. проект, 2002. – С. 84–92.

Поступила в редакцию

09.06.2021

 

Гизатова Гульназ Казбековна, кандидат философских наук, доцент кафедры социальной философии

Казанский (Приволжский) федеральный университет

ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия

E-mail: gulnaz_gizatova@mail.ru

Иванова Ольга Геннадьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры связей с общественностью и прикладной политологии

Казанский (Приволжский) федеральный университет

ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия

E-mail: olga.ivanova.ksu@mail.ru

 

 

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License