Л.А. Исаева, Е.Н. Остапенко

Кубанский государственный университет, г. Краснодар, 350040, Россия

 

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

Полный текст PDF

DOI: 10.26907/2541-7738.2021.4-5.129-137

Для цитирования: Исаева Л.А., Остапенко Е.Н. Динамика концептуализации лексемы реклама в русской языковой медиакартине мира (на материале газетных текстов 2011–2021 гг.) // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2021. – Т. 163, кн. 4–5. – С. 129–137. – doi: 10.26907/2541-7738.2021.4-5.129-137.

For citation: Isaeva L.A., Ostapenko E.N. Dynamics of conceptualization of the lexeme reklama (‘advertising’) in the linguistic worldview of Russian mass media (based on the newspaper texts of 2011–2021). Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2021, vol. 163, no. 4–5, pp. 129–137. doi: 10.26907/2541-7738.2021.4-5.129-137. (In Russian)

Аннотация

В статье проанализирован газетный материал 2011–2021 гг. с целью выявления динамики концептуализации лексемы реклама в русской языковой картине мира по сравнению с предыдущим этапом развития (2000–2010 гг.). На основе анализа газетных текстов установлено наличие изменений в концептуализации лексемы реклама; доказан факт появления новых семантических приращений (как отрицательных («оскорбление», «унижение», «назойливость», «агрессия»), так и нейтральных («информативность», «инновационность»)) при сохранении устойчивых положительных концептуализаций («оригинальность», «полезность»); выявлена растущая актуальность понятия «социальная реклама» в связи с появлением все более семантически разноплановых контекстов.

Ключевые слова: реклама, динамика, концептуализация, имплицитность, микроконтексты

Литература

  1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений. – М.: Азъ, 1994. – 907 с.
  2. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: в 2 т. – М.: Рус. яз., 2001. – Т. 2: П-Я. – 1084 с.
  3. Остапенко Е.Н., Исаева Л.А. Лексико-семантическая репрезентация понятия «реклама» и «пиар»: динамический аспект // Континуальность и дискретность в языке и речи: Материалы VII Всерос. науч. конф. – Краснодар: Куб. гос. ун-т, 2019. – С. 109–112.
  4. Исаева Л.А., Аула Е.Н. Изменение концептуализаций понятия «реклама» в русской языковой картине мира (на материале газетных текстов 2000 и 2010 гг.) // Мир лингвистики и коммуникации: Электрон. науч. журн. – 2020. – № 4. – С. 338–349. – URL: http://tverlingua.ru/archive/062/23_62.pdf, свободный.
  5. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. – Воронеж: Истоки, 2001. – 191 с.
  6. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры: опыт исследования. – М.: Яз. рус. культуры, 1997. – 824 с.
  7. Исаева Л.А., Дрыга С.Г. Особенности концептуализации в общеязыковой и индивидуально-авторской картинах мира // Концептуализация как процесс и его результаты: национально-культурные и индивидуально-авторские особенности. – 2008. – С. 3–14.
  8. Дейк Т.А. Ван Язык. Познание. Коммуникация / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1989. – 312 с.

Поступила в редакцию

15.07.2021

 

Исаева Лидия Алексеевна, доктор филологических наук, профессор кафедры современного русского языка

Кубанский государственный университет

ул. Димитрова, д. 176, г. Краснодар, 350040, Россия

E-mail: moderus@phil.kubsu.ru

Остапенко Елизавета Николаевна, аспирант, преподаватель кафедры современного русского языка

Кубанский государственный университет

ул. Димитрова, д. 176, г. Краснодар, 350040, Россия

E-mail: ostapenkoelizaveta230@gmail.com