С.К. Алфалки, Н.А. Илюхина

Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева, г. Самара, 443086, Россия

 

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

Полный текст PDF

DOI: 10.26907/2541-7738.2021.4-5.97-108

Для цитирования: Алфалки С.К., Илюхина Н.А. Сравнение как способ экспликации семантической структуры концепта (на примере образа ребенка) // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2021. – Т. 163, кн. 4–5. – С. 97–108. – doi: 10.26907/2541-7738.2021.4-5.97-108.

For citation: Alfalke S.K., Iliukhina N.A. Comparison as a method for explication of the semantic structure of concepts (taking the image of a child as an example). Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2021, vol. 163, no. 4–5, pp. 97–108. doi: 10.26907/2541-7738.2021.4-5.97-108. (In Russian)

Аннотация

Статья посвящена описанию функционирования в речи образа «Ребенок/Дети» в составе сравнительных конструкций как средства образной характеристики взрослых людей по аналогии с детьми. Рассмотрены конструкции как ребенок, как дети, ребяческий, ребячески, (по-)детски, как мальчик, как мальчишка, мальчишеский, (по-)мальчишески, как девочка, как девчонка, девчоночий, (по-)девчоночьи. Цель проведенного исследования связана с необходимостью оценки возможностей сравнительной конструкции в экспликации семантической структуры анализируемого концепта при его воплощении в качестве средства образной характеристики. На основе результатов исследования были сделаны выводы о широком диапазоне семантического варьирования образа ребенка в речи, об универсальных возможностях сравнительной конструкции в воплощении семантической структуры концепта во всем его объеме. Полученные результаты представляют ценность для сопоставления возможностей воплощения семантической структуры концепта средствами метафоры и сравнения.

Ключевые слова: концептосфера, концепт, образ ребенка, семантическое варьирование концепта, сравнение, сравнительная конструкция, образная характеристика объекта

Литература

  1. Трегубчак А.В. Семантика сравнения и способы ее выражения: Дис. … канд. филол. наук. ‒ Рязань, 2008. ‒ 221 с.
  2. Черемисина М.Н. Сравнительные конструкции русского языка. ‒ Новосибирск: Наука, 1976. 270 с.
  3. Ушакова Ю.Ю. Лексическая наполняемость и структурно-семантические особенности компаративных тропов в русском языке: Дис. … д-ра филол. наук. ‒ М., 2005. ‒ 371 с.
  4. Куканова А.П. Исследование сравнений: различные точки зрения // Новая наука: современное состояние и пути развития. ‒ 2015. ‒ № 5. ‒ С. 107–109.
  5. Ашхарава А.Т. Концепт «дитя» в русской языковой картине мира: Дис. … канд. филол. наук. ‒ Архангельск, 2002. ‒ 202 c.
  6. Басова У.А. Ментальное образование дети в русской языковой картине мира: Автореф. дис. … канд. филол. наук. ‒ Тверь, 2019. – 16 с.
  7. Калюжная И.А. Концепт «детство» в немецкой и русской лингвокультурах: Автореф. дис. … канд. филол. наук. ‒ Волгоград, 2007. – 20 с.
  8. Попова А.Н. К проблеме семантического моделирования образа ребенка в русской языковой картине мира // Вестн. Омск. гос. пед. ун-та. Гуманит. исслед. ‒ 2014. ‒ № 3. ‒ С. 61‒64.
  9. Алфалки С.К. Ребенок как объект ласкового отношения в русской языковой картине мира // Вестн. Самар. ун-та. История. Педагогика. Филология. ‒ 2021. ‒ Т. 27, № 1. ‒ С. 116‒121. ‒ doi: 10.18287/2542-0445-2021-27-1-116-121.
  10. Тулина Т.А. О способах эксплицитного и имплицитного выражения сравнения в русском языке // Филол. науки. ‒ 1973. ‒ № 1. – С. 51–62.

Поступила в редакцию

02.09.2021

 

Алфалки Сара Карим, аспирант кафедры русского языка и массовой коммуникации

Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева

ул. Московское шоссе, д. 34, г. Самара, 443086, Россия

E-mail: sarah.alfalke@mail.ru

Илюхина Надежда Алексеевна, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка и массовой коммуникации

Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева

ул. Московское шоссе, д. 34, г. Самара, 443086, Россия

E-mail: ilnadezhda@rambler.ru

 

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License