Нурутдинова А.Н.


ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

Полный текст PDF


DOI: 10.26907/2079-5912.2021.4.51-55

Для цитирования: Нурутдинова А.Н. О преподавании родного языка в школе в республиках Марий эл и Мордовии (по материалам интервью) // Казанский социально-гуманитарный вестник.  – 2021. – №4 (4) – С. 51-55. doi:10.26907/2079-5912.2021.4.51-55

For citation: Nurutdinova A.N. About teaching native language at school of Mari el and Mordovia (based on interview materials) // The Kazan socially-humanitarian bulletin. - 2021. - No. 4 (4) - P. 51-55. doi:10.26907/2079-5912.2021.4.51-55


Аннотация. В статье представлены результаты полуструктурированных интервью с публичными людьми («лидерами мнений») из республик Марий Эл и Мордовии по вопросу преподавания родного языка в школе (август-октябрь 2021 г., в каждой республике было опрошено по 8 человек). Отмечается близость позиций респондентов разных регионов в этом вопросе: обеспокоенность сложностью процедуры лицензирования учебников по родному языку, необходимость совместных усилий государства, семьи и школы в поддержании и развитии языков титульной нации, увеличение часов родного (титульного) языка для более глубокого его освоения, теоретическая возможность сдачи ЕГЭ на родном языке, но сложность реализации этого на практике. В обеих республиках мнения о добровольности / обязательности изучения
титульного языка разделились. В поддержку обязательности изучения языка отмечалась целесообразность знания его, как государственного, как языка титульной нации. В Мордовии также указывалась в качестве причины необходимость в уважении к культуре другого народа.
Ключевые слова: родной язык в школе, финно-угорские народы, Марий Эл, Мордовия, преподавание языка в школе.
Благодарности: Статья выполнена в рамках проекта «Конфликтогенные факторы в сфере языка и языковой политики в республиках Поволжья и Приуралья: идентификация, технология прогнозирования и предупреждение конфликтов», реализуемого в рамках программы научных исследований и прикладных работ, связанных с изучением этнокультурного многообразия российского общества и направленных на укрепление общероссийской идентичности по Поручению Президента Российской Федерации от 16.01.2020 (Пр. 72, п. 6).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Шабаев Ю. П., Воронцов В. С., Орлова О. В., Мартыненко А. В., Миронова Н. П. Языковая политика и языковые ориентации населения в национальных республиках: конфликт интересов между группами или несовершенство культурных практик (на примере регионов с финно-угорским населением)? // Вопросы филологии. – 2018. – № 1 (61). – С. 62–74.
2. The UNESCO Atlas of the word's languages in danger: context and process. Cambridge, 2012.
3. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. / в 11-ти т. Т. 4, кн. 1. – М., 2012. – 2101 с.
4. Кондрашкина Е.А. Будущее языков финно-угорских народов Российской Федерации // Ежегодник финно-угорских исследований. 2021. – Т. 15. – № 2. – С. 262–271.
5. Мартыненко А.В. К вопросу о преподавании мордовских языков: история и современность // Вестник Омского университета. Серия Исторические науки. 2018. – № 2(18). – С. 259–264.
6. Горячева М.А. Языки России в системе школьного образования Республики Марий Эл: динамика функционирования // Проблемы марийской и сравнительной филологии: сб. статей / Мар. гос. ун-т; отв. ред. Р.А. Кудрявцева. – Йошкар-Ола: МарГУ, 2020. – С. 13–18.
7. Кондрашкина Е.А. Особенности языковой ситуации и языковой политики в Республике Марий Эл // Sciences of Europe. – 2021. – № 81. – С. 46–50.

Нурутдинова Аида Наильевна, кандидат социологических наук, доцент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, кафедра общей и этнической социологии.
E-mail: Aida.Nurutdinova@kpfu.ru