Л.Р. Низамова
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, 420008, Россия
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
Для цитирования: Низамова Л.Р. Языковая ситуация в национальных республиках поволжья: сравнительный анализ Татарстана и Удмуртии // Казанский социально-гуманитарный вестник. – 2021. – №3 (3) – С.23-27. DOI: 10.26907/2079-5912.2021.3.23-27
For citation: Nizamova L.R. The language situation in the national republics of the Volga region: a comparative analysis of Tatarstan and Udmurtia // The Kazan socially-humanitarian bulletin. - 2021. - No. 3 (3) - P. 23-27. DOI: 10.26907/2079-5912.2021.3.23-27
Аннотация. На материалах полуформализованных интервью с лидерами общественного мнения (работниками СМИ и деятелями культуры, активистами общественных организаций), проведенных летом 2021 года (16 респондентов), переписей населения 2002, 2010 гг. и микропереписи 2015 г., сведений Росстата и республиканских министерств образования в компаративном ракурсе раскрываются особенности языковой ситуации в Республике Татарстан и Удмуртской Республике. Они отражаются как в экономических и демографических процессах, степени привлекательности региона, так и содержании языковой политики, численности и относительной доле лиц титульной национальности как носителей языка, во владении родным языком и его использовании в повседневной жизни, характере изучения родного языка в школе и преподавания на титульном языке. Среди общих черт отмечаются, с одной стороны, рост уровня владения общенациональным русским языком, увеличение доли лиц титульной национальности, считающих его родным языком и выбирающих его для изучения в школе, а с другой стороны, сокращение численности носителей титульного языка, количества школ с преподаванием языков и на языках народов Поволжья, несмотря на оживление интереса к самобытной местной культуре.
Ключевые слова: родной язык, русский язык, титульный язык, изучение родного языка, Волго-Уральский регион, Россия
Благодарности: Статья выполнена в рамках проекта «Конфликтогенные факторы в сфере языка и языковой политики в республиках Поволжья и Приуралья: идентификация, технология прогнозирования и предупреждение конфликтов» по Программе фундаментальных и прикладных научных исследований «Этнокультурное многообразие российского общества и укрепление общероссийской идентичности» РАН 2020-2022 гг.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (ред. от 06.12.2018). [Электронный ресурс]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/902387360 (дата обращения: 19.09.2021).
2. Удмуртия в цифрах. 2018 год: (стат. ежегод.): / Федер. служба гос. статистики, Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Удмурт. Респ.; [редкол.: Е.А.Данилов и др.]. – Ижевск: Удмуртстат, 2019. – 351с.
3. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2020: Стат. сб. / Росстат. – М., 2020. – 766 с.
4. Всероссийская перепись населения 2002. Том 4. Национальный состав и владение языками, гражданство [Электронный ресурс]. – URL: http://www.perepis2002.ru/index.html?id=17 (дата обращения: 19.09.2021).
5. Всероссийская перепись населения 2010. Владение языками населением наиболее многочисленных национальностей по субъектам Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol4/pub-04-07.pdf (дата обращения: 19.09.2021).
6. UNESCO Atlas of the World's languages in danger [Электронный ресурс]. – URL: http://www.unesco.org/languagesatlas/ index.php (дата обращения: 19.09.2021).
7. Воронцов В., Семенов Ю. Удмуртия. Активная позиция школы и родителей // Этнокультурное образование. Методы социальной ориентации российской школы [ред. Степанов В.В.]. Вып. 1. – М: ИЭА РАН, 2010. – 223 с.
8. Микроперепись населения 2015 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/population/ demo/micro-perepis/finish/micro-perepis.html (дата обращения: 19.09.2021).
9. Приложение к Приказу Министерства просвещения РФ № 254 от мая 2020 г. Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность [Электронный ресурс]. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009140015 (дата обращения: 19.09.2021).
Низамова Лилия Равильевна, кандидат социологических наук, доцент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, кафедра общей и этнической социологии.
Е-mail: lnizamov@kpfu.ru