Г.В. Ибнеева, А.И. Шакирова

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, 420008, Россия

 

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
Полный текст PDF
DOI: 10.26907/2541-7738.2021.3.189-198

Для цитирования: Ибнеева Г.В., Шакирова А.И. Социальный состав учеников уездных училищ Казанской губернии в первой половине XIX века // Учен. зап. Казан.     ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2021. – Т. 163, кн. 3. – С. 189–198. – doi: 10.26907/2541-7738.2021.3.189-198.

For citation: Ibneyeva G.V., Shakirova A.I. The social structure of district school students in the Kazan governorate during the first half of the 19th century. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2021, vol. 163, no. 3, pp. 189–198. doi: 10.26907/2541-7738.2021.3.189-198. (In Russian)

Аннотация

В статье рассмотрено, какие изменения произошли в социальном составе учащихся уездных училищ Казанской губернии в первой половине XIX в. под влиянием правительственной политики в области образования. Источниковой основой исследования послужили делопроизводственные документы Государственного архива Республики Татарстан за указанный период. Статистический анализ количественных данных позволил установить, как менялось соотношение представителей различных социальных групп среди учеников. Сделан вывод о том, что под влиянием ряда факторов социальный состав воспитанников уездных училищ Казанской губернии претерпел существенные изменения в первой половине XIX в. Они выразились в постепенном увеличении числа учащихся из городских и сельских сословий.

Ключевые слова: социальный состав, ученик, уездные училища, просвещение, Казанская губерния

Литература

  1. Андреева Н.Б. Губернский и уездные города Казанской губернии в 1781–1860 гг.: проблемы политической и социально-экономической истории города в полиэтническом регионе: Дис. … канд. ист. наук. – Чебоксары, 2006. – 296 с.
  2. Калинина Е.А. Система народного просвещения на Европейском Севере России в первой половине XIX в. – М.: Новый хронограф, 2017. – 736 с.
  3. Воронов А.С. Историко-статистическое обозрение учебных заведений Санкт-Петер­бургского учебного округа с 1829 по 1853 гг. – СПб.: Тип. Я. Трея, 1854. – 567 с.
  4. Знаменский П.В. Основные начала духовно-учебной реформы в царствование Александра I. – Казань: Тип. Ун-та, 1878. – 42 с.
  5. Воронов А.С. Историко-статистическое обозрение учебных заведений Санкт-Петер­бургского учебного округа с 1715 по 1828 гг. – СПб: Тип. Я. Трея, 1849. – 294 с.
  6. Виртшафтер Э.К. Социальные структуры: Разночинцы Российской империи. – М.: Логос, 2002. – 271 с.
  7. Громова Н.Ф. Из истории начальных учебных заведений Крыма в первой половине XIX века: учащиеся и учителя приходских и уездных училищ // Таврический научный обозреватель. – 2016. – № 10. – С. 4–9.
  8. Григорьев В.В. Исторический очерк русской школы. – М.: Т-во тип. А.И. Мамонтова, 1900. – 589 с.
  9. Алешинцев И.А. Сословный вопрос и политика в истории наших гимназий в XIX в. (Исторический очерк). – СПб.: Журн. «Рус. шк.», 1908. – 86 с.

Поступила в редакцию

05.04.2021

 

Ибнеева Гузель Вазыховна, доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории

Казанский (Приволжский) федеральный университет

ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия

E-mail: Guzel.Ibneyeva@yandex.ru

Шакирова Айсылу Ильгизовна, аспирант кафедры отечественной истории

Казанский (Приволжский) федеральный университет

ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия

E-mail: nasibullina-aysylu@mail.ru

 

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.