Д.А. Черемохина

Белгородский государственный национальный исследовательский университетг. Белгород, 308015, Россия

 

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

Полный текст PDF
DOI: 10.26907/2541-7738.2021.1.170-179

Для цитирования: Черемохина Д.А. Творческая личность в индивидуально-авторской картине мира В.С. Высоцкого // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2021. – Т. 163, кн. 1. – С. 170–179. – doi: 10.26907/2541-7738.2021.1.170-179.

For citation: Cheremohina D.A. Creative personality in V.S. Vysotsky’s individual worldview. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2021, vol. 163, no. 1, pp. 170–179. doi: 10.26907/2541-7738.2021.1.170-179. (In Russian)

Аннотация

В статье рассмотрен фрагмент индивидуально-авторской картины мира В.С. Высоцкого, в котором выражается его отношение к творчеству через поэтически одаренного лирического героя. Автор предлагает поэтапную методику анализа поэтической картины мира В.С. Высоцкого, в которой главным методическим инструментом выступает художественный концепт «творчество». Содержание исследуемого концепта проанализировано на материале текстов песен «За меня невеста отрыдает честно», «Седьмая струна» и «Серебряные струны». Отмечается, что лексемы струна и гитара как репрезентанты концепта «творчество» являются ключевыми в рассмотренных текстах В.С. Высоцкого. Они задают направления ассоциирования (языкового, литературного, референтного, культурологического) и характеризуют индивидуальные особенности личности лирического героя в его отношении к друзьям, любимой женщине, свободе и жизни в целом. Эти отношения в художественном мире В.С. Высоцкого определяются идейно важным для жизни и творчества поэта противопоставлением «свой – чужой», которое организует ядерную часть соответствующего концепта, пересекающегося с анализируемым концептом «творчество» и влияющего на его содержание. Делается вывод о том, что концепт «творчество», мотивирующий характер лирического героя и его коммуникативное поведение, репрезентируется ассоциативным рядом творчество – свобода – душа – жизнь и функционирует на фоне оппозиции «свой – чужой».

Ключевые слова: художественный концепт, концепт «творчество», творческая личность, В.С. Высоцкий

Литература

  1. Чумак-Жунь И.И. Поэтический текст в русском лирическом дискурсе конца XVIII – начала XXI веков. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. – 244 с.
  2. Тарасова И.А. Когнитивная поэтика: предмет, терминология, методы. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 166 с.
  3. Новиков В.И. Высоцкий. – М.: Молодая гвардия, 2010. – 474 с.
  4. Черемохина Д.А. Когнитивно-прагматические факторы междискурсного конфликта (дискурс власти и дискурс В.С. Высоцкого): Дис. … канд. филол. наук. – Белгород, 2016. – 173 с.
  5. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. – М.: Акад. проект, 2004. – 992 с.
  6. Перевозчиков В.К. Владимир Высоцкий. Только самые близкие. – М.: Алгоритм, 2017. – 272 с.
  7. Кулагин А.В. Поэзия Высоцкого: Творческая эволюция. – Воронеж: Эхо, 2013. – 230 с.
  8. В. Высоцкий: Всё не так. Мемор. альманах-антология / Ред.-сост. А. Базилевский. – М.: Вахазар, 1991. – 72 с.

Поступила в редакцию

01.09.2020

 

Черемохина Дарья Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и русской литературы

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

ул. Победы, д. 85, г. Белгород, 308015, Россия

E-mail: cheremohina@bsu.edu.ru

 

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.