И.И. Чумак-Жунь, М.И. Саенко

Белгородский государственный национальный исследовательский университетг. Белгород, 308015, Россия

 

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

Полный текст PDF
DOI: 10.26907/2541-7738.2021.1.109-118

Для цитирования: Чумак-Жунь И.И., Саенко М.И. Прагматико-педагогический потенциал коммуникативного пространства народной колыбельной песни // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2021. – Т. 163, кн. 1. – С. 109–118. – doi: 10.26907/2541-7738.2021.1.109-118.

For citation: Chumak-Zhun I.I., Saenko M.I. The pragmatic and pedagogical potential of the communicative space in folk lullaby. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2021, vol. 163, no. 1, pp. 109–118. doi: 10.26907/2541-7738.2021.1.109-118. (In Russian)

Аннотация

Фольклорный текст традиционно воспринимается носителями языка не только как элемент культурного наследия, но и как своеобразный, ментально «заряженный», духовно-нравственный ориентир. Статья посвящена описанию языковых, социокультурных, коммуникативных и когнитивных характеристик фольклорного дискурса через призму текстов народных колыбельных песен. Дано определение национально ориентированного информационного «стимула», того культурно-исторического контекста, который обусловливает единое коммуникативно-прагматическое пространство колыбельной. Раскрыты особенности коммуникативной ситуации воплощения колыбельного жанра, в частности специфика воздействия колыбельной на адресата. Выделены денотативные комплексы, составляющие основу концептосферы фольклорного дискурса. Проанализировано довербальное пространство колыбельной. Выявлены языковые и неязыковые средства трансляции эмотивной и эстетической информации с ее помощью. Полученные результаты позволяют прийти к выводу, что колыбельная на протяжении многих веков является средством эмоционального, педагогического, этнокультурного воздействия на формирующееся индивидуальное сознание, во многом определяя ментальные характеристики как отдельной личности, так и нации в целом.

Ключевые слова: фольклорный дискурс, народная колыбельная песня, прагматика текста, язык фольклора

Литература

  1. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М.: Изд-во ЛКИ, 2010. – 264 с.
  2. Алефиренко Н.Ф. «Живое» слово: Проблемы функциональной лексикологии. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 344 с.
  3. Чумак-Жунь И.И. Поэтический текст в русском лирическом дискурсе конца XVIII – начала XIX веков. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. – 244 с.
  4. Плотникова Л.И. Новое слово: порождение, функционирование, узуализация. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. – 206 с.
  5. Кошарная С.А. Миф и язык. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. – 288 с.
  6. Карабулатова И.С. Культура детства Тюменской области: традиции и современность. – Тюмень: Мединфо, 2004. – 269 с.
  7. Михалков С.В. Все начинается с детства. – М.: Педагогика, 1972. – 199 с.
  8. Головин В.В. Русская колыбельная песня в фольклоре и литературе. ‒ Турку: Åbo Akad. Univ. Press, 2000. –  451 с.
  9. Мартынова А.Н. Детский поэтический фольклор: антология. – СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. ‒ 576 с.
  10. Науменко Г.М. Этнография детства: сборник фольклорных и этнографических материалов. – М.: Белый город, Воскресный день, 2013. ‒ 314 с.
  11. Журавлев А.П. Звук и смысл. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
  12. Быков Р.А. Я побит – начну сначала!: дневники. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 761 с.

Поступила в редакцию

16.11.2020

 

Чумак-Жунь Ирина Ивановна, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка и русской литературы

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

ул. Победы, д. 85, г. Белгород, 308015, Россия

E-mail: chumak@bsu.edu.ru

Саенко Марина Ивановна, аспирант кафедры русского языка и русской литературы

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

ул. Победы, д. 85, г. Белгород, 308015, Россия

E-mail: marina.saenko.95@mail.ru

 

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.