Тенденции трансформаций в системе образования требуют активного диалога учителей-практиков и ученых в области психологии и педагогики. Именно с целью подобного диалога для продуктивного решения возникающих задач было принято решение о начале работы постоянно действующего семинара по проблеме развития креативного мышления учащихся.
Формат семинара предполагает проведение одного заседания в последнюю пятницу каждого месяца, поэтому участники семинара предложили назвать это мероприятие как «Педагогические пятницы в КФУ».
Первый семинар прошел 29 января на базе IT–лицея КФУ. Модераторами семинара стали проректор КФУ Алишев Т.Б., директор IT–лицея Мухаметов И.Р. и заведующий кафедрой педагогической психологии Института психологии и образования Баянова Л.Ф.
Тема первого семинара была посвящена актуальной не только для российского, но и мирового образования проблеме – измерению креативного мышления и новым метапредметным компетенциям. Участники семинара активно обсуждали интереснейшие выступления, посвященные разным аспектам компетентностного подхода в современной школе.
Так, Баянова Л.Ф. говорила о понятийной рамке критерия «креативность» в PISA. Алишев Т.Б. показал общие тенденции последних рейтингов PISA - позиции республиканского образования в контексте результатов российских школ. Самой большой проблемой, как было показано и в дальнейших выступлениях, является несфоромированность функциональной грамотности, неготовность учащихся к анализу текстов, рассуждению, обобщению.
Директор ГАУ «Центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагога» Мингалиева Л.Э. рассказала о важности в современном мире приобретения детьми глобальных компетенций в контексте функциональной грамотности школьников. И наконец, предметом наибольшего интереса участников диалога стало выступление доцента отделения общего образования ПМЦПК и ППРО КФУ, заслуженного учителя РФ Волковой О.В. о читательской грамотности как ключевом компоненте функциональной грамотности.
Семинар привлек внимание ведущих общеобразовательных школ города. Участие Татарской гимназии №2 имени Ш.Марджани было представлено выступлением молодого и перспективного учителя Гильманова Г.Р. о математической грамотности в PISA.
Первый семинар инициировал серьезную для современной образовательной ситуации проблему того, чем поддерживается ресурс ученика к креативному продуцированию. В связи с этим, тему второго семинара сформулировали как вопрос: «Что стоит за креативным мышлением: технология или личность мыслящего?»
В ходе подготовки к семинару было предложено ознакомиться с книгой американского психолога профессора Стэнфордского университета К.Дуэк «Гибкое сознание». Автор является лауреатом крупнейшей премии в области образования, удостоенной Ч.Иденом.
Второе заседание «Педагогических пятниц в КФУ» состоится 26 февраля в 16.00.часов в лицее имени Н.И.Лобачевского (улица Рахматуллина , 2/18).
Третье заседание "Педагогических пятниц в КФУ" состоится 2 апреля в 17.00.часов в IT - лицее КФУ. На обсуждение вынесена тема: «Кембриджская система уроков познания».