В.Э. Шукман, С.И. Дубинин

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, г. Самара, 443086, Россия

Полный текст PDF
DOI: 10.26907/2541-7738.2020.5.224-238

Для цитирования: Шукман В.Э., Дубинин С.И. Концепт LERNEN как когнитивная доминанта образовательного дискурса (на материале учебников немецкого языка) // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2020. – Т. 162, кн. 5. – С. 224–238. – doi: 10.26907/2541-7738.2020.5.224-238.

For citation: Shukman V.E., Dubinin S.I. The concept of LERNEN as a cognitive dominant of the educational discourse (based on the material of German language textbooks). Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2020, vol. 162, no. 5, pp. 224–238. doi: 10.26907/2541-7738.2020.5.224-238. (In Russian)

Аннотация

Статья посвящена сравнительному анализу репрезентации концепта LERNEN как когнитивной доминанты образовательного дискурса в современных учебниках немецкого языка для иностранцев начального уровня. Метод исследования – концептуальный анализ немецкого образовательного дискурса, представленного на базе выбранных учебников. Определены и сгруппированы лексические средства, репрезентирующие концепт LERNEN во всех структурных компонентах учебников, проведен количественный подсчет, качественный и сравнительный анализ репрезентантов тематических групп каждого учебника отдельно и в сравнении их друг с другом. Сделан вывод о способах репрезентации концепта LERNEN как крупной и значимой когнитивной доминанты, ее маркированности с помощью выявленных репрезентантов не только в современном немецком образовательном дискурсе в сфере изучения иностранных языков, но и в образовательной политике ФРГ, что представляет особый интерес в связи с активным притоком студентов-иностранцев, а также туристов и мигрантов в ФРГ.

Ключевые слова: образовательный дискурс, концепт LERNEN, концептуальный анализ, репрезентанты, лексические средства, маркеры, учебники немецкого языка, начальный уровень, Berliner Platz 1 NEU, Netzwerk A1.1-A1.2

Литература

  1. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – Волгоград: Перемена, 2002. – 477 с.
  2. Бабенко Л.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. – 534 с.
  3. Воронцова Т.А. Границы стилистики и стиля в современной научной парадигме // Дискурс и стиль: теоретические и прикладные аспекты / Под ред. Г.Я. Солганика, Н.И. Клушиной, Н.В. Смирновой. – М.: ФЛИНТА, 2014. – С. 27–32.
  4. Артюхова И.С. Аксиологические основания концептуального анализа образовательного дискурса // Universum: психология и образование. – 2016. – № 9. – С. 7–10.
  5. Демьянков В.З., Кубрякова Е.С., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Когнитивная лингвистика // Краткий словарь когнитивных терминов. – М.: Филол. фак. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996. – С. 53–55.
  6. Карасик В.И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: Сб. науч. тр. – Волгоград: Перемена, 2000. – С. 5–20.
  7. Аскольдов (Алексеев) С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология / Под общ. ред. В.П. Нерознака. – М.: Academia, 1997. – С. 267–279.
  8. Иванова Е.В. Концепт как одна из основных единиц когнитивной лингвистики // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 9. – 2006. – Вып. 3. – С. 40–48.
  9. Малышева Е.Г. Русский спортивный дискурс: лингвокогнитивное исследование. – М.: ФЛИНТА, 2017. – 370 с.

Поступила в редакцию

30.06.2020

 

Шукман Виктория Эдуардовна, аспирант кафедры немецкой филологии

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

ул. Московское шоссе, д. 34, г. Самара, 443086, Россия

E-mail: shukman.vi@mail.ru

Дубинин Сергей Иванович, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой немецкой филологии

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

ул. Московское шоссе, д. 34, г. Самара, 443086, Россия

E-mail: doubinin@mail.ru

 

 

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.