В.Ю. Гараева

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, 420008, Россия

Полный текст PDF
DOI: 10.26907/2541-7738.2020.5.194-209

Для цитирования: Гараева В.Ю. Каталогизация социальных типов в СМИ (на материале серийных перифраз) // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2020. – Т. 162, кн. 5. – С. 194–209. – doi: 10.26907/2541-7738.2020.5.194-209.

For citation: Garaeva V.Yu. Classification of social types in the media (based on the material of serial periphrases). Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2020, vol. 162, no. 5, pp. 194–209. doi: 10.26907/2541-7738.2020.5.194-209. (In Russian)

Аннотация

В статье рассматриваются перифрастические наименования человека в языке СМИ с позиции вторичной (повторной) номинации. В центре внимания исследования – объединенные общей структурно-семантической моделью группы перифраз, называемые серийными перифрастическими рядами (СПР). Систематизация СПР построена на выделении социально значимых для современных СМИ и общества семантических доминант. На примере детального описания 11 активных в языке СМИ серийных перифрастических номинаций предложена новая модель анализа СПР, которая включает семантическую характеристику порождающего СПР опорного компонента и переменных элементов перифраз, описание регулярных способов расширения перифрастического серийного ряда, выявление случаев семантических приращений в составе СПР, обусловленных лингвистическим контекстом и затекстовой действительностью. Доказано, что формирование в языке СМИ серийных перифрастических рядов обусловлено рядом факторов: стремлением к воспроизведению наиболее удачных номинативных вариантов, действием конструктивного принципа языка газеты, специфическим газетным процессом универсализации, необходимостью упорядочивания информационной картины мира и каталогизации социальных типов. Обращение к готовым структурно-семантическим моделям именования экономит когнитивные усилия адресата номинации, поскольку происходит отсылка к уже сформировавшемуся социальному фрейму, с помощью которого нередко дается категориальная оценка субъекту медийного события.

Ключевые слова: медиалингвистика, образ человека в СМИ, номинация, способы номинации, перифразы, серийный перифрастический ряд

Литература

  1. Клушина Н.И. Стратегия именования воздействующей речи // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. – 2006. – №5. – С. 49–65.
  2. Шеминова Н.В. Особенности функционирования антропонимов в современной испанской прессе: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Воронеж, 2006. – 24 с.
  3. Робустова В.В. Прагматическая функция единиц вторичной антропонимической номинации в дискурсе // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2010. – №1. – С. 30–38.
  4. Минеева З.И. Особенности номинаций лица в современных российских СМИ // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н.И. Лобачевского. – 2015. – № 2. – С. 473–477.
  5. Полуэктова Т.Д. Реализация семантики статуса в русском языке (на материале номинаций лиц медиа-политического текста): Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Архангельск, 2015. – 23 с.
  6. Чеснокова О.С. Семиотика имен собственных в испанском и русском новостных дискурсах // Личность в контексте процессов глобализации: Общество, язык, информация. – М.: Изд-во РУДН, 2008. – С. 121–130.
  7. Ахманова А.А. Словарь лингвистических терминов. – М.: Сов. энциклопедия, 1966. – 608 с.
  8. Лыскова Т.В. Субстантивные перифразы в современном публицистическом дискурсе: Дис. … канд. филол. наук. – Киров, 2012. – 233 с.
  9. Синина А.И. Функционально-прагматические типы перифраз в англоязычной публицистике // Вестн. Волгоград. гос. ун-та. Сер. 2: Языкознание. – 2012. – № 1. – С. 211–214.
  10. Грехнева Л.В. Перифраза как средство речевого манипулирования общественным сознанием // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н.И. Лобачевского. – 2015. – № 2. – С. 384–387.
  11. Свищев Г.В., Слепцова С.В. Перифразы с нейтральным стилистическим окрасом в языке современной французской публицистики // Науч. вед-ти Белгород. гос. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2015. – № 24. – С. 76–80.
  12. Свищев Г.В., Слепцова С.В. Перифразы с негативным стилистическим окрасом в языке французских письменных СМИ // Науч. вед-ти Белгород. гос. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2016. – №14. – С. 47–50.
  13. Норлусенян В.С. Перифраза в современном публицистическом тексте: прагмалингвистический аспект // Балтийский гуманит. журн. – 2017. – Т. 6,  № 4. – С. 137–139.
  14. Журавлев А.Ф. Технические возможности русского языка в области предметной номинации // Способы номинации в современном русском языке / Под ред. Д.Н. Шмелева. – М.: Наука, 1982. – С. 45–109.
  15. Гак В.Г. Повторная номинация и ее стилистическое использование // Вопросы французской филологии. – М.: МГПИ, 1972. – Вып. I. – C. 120–127.
  16. Рут М.Э. Образная номинация в русском языке. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1992. – 148 с.
  17. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. – 268 с.
  18. Телия В.Н. Вторичная номинация и ее виды // Языковая номинация (виды наименований) / Под ред. Б.А. Серебренникова, А.А. Уфимцевой. – М.: Наука, 1977. – С. 129–221.
  19. Стюфляева М.И. Человек в публицистике (Методы и приемы изображения и исследования). – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1989. – 144 с.

Поступила в редакцию

23.07.2020

 

Гараева Виктория Юрьевна, аспирант, ассистент кафедры прикладной и экспериментальной лингвистики

Казанский (Приволжский) федеральный университет

ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия

E-mail: viktoria-dom@mail.ru

 

 

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.