Н.С. Ивашинина

Московский энергетический институт, г. Москва, 111250, Россия

Полный текст PDF

DOI: 10.26907/2541-7738.2020.5.144-158

Для цитирования: Ивашинина Н.С. Внутренняя форма номинаций домовых женского пола в русских народных говорах // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2020. – Т. 162, кн. 5. – С. 144–158. – doi: 10.26907/2541-7738.2020.5.144-158.

For citation: Ivashinina N.S. Internal form of female boggart nominations in different regions of Russia. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2020, vol. 162, no. 5, pp. 144–158. doi: 10.26907/2541-7738.2020.5.144-158. (In Russian)

Аннотация

Статья посвящена диалектным номинациям домовых женского пола в разных регионах России. Если в современном представлении о хранителе дома доминирует существо мужского пола, то в русской диалектной картине мира отводится значительное место женщине-домовому – образу, мало известному современнику. Итогом исследования является семантический портрет этого мифологического существа, созданный как совокупность сем, выявленных в результате анализа внутренней формы лексем (В. Гумбольдт, А.А. Потебня, Н.Ф. Алефиренко). Были рассмотрены три наиболее интересные с точки зрения мотивации лексико-семантические группы названий женщины-домового: по месту обитания, по характерным действиям, поступкам и по внешним признакам (цвет, наличие шерсти и пр.). Особое внимание уделяется тому, как в данных диалектизмах отражен национальный гендерный стереотип (А.В. Кирилина, Л.В. Маркина).

Ключевые слова: домовой женского пола, внутренняя форма слова, семантический портрет, этимологическое значение, гендерный стереотип

Литература

  1. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия: в 4 ч. – М.: Ин-т рус. цивилизации, 2014. – 688 с.
  2. Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1952. – 248 с.
  3. Померанцева Э.В. Рассказы о домовом // Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. – М.: Наука, 1975. – С. 92–117.
  4. Криничная Н.А. Русская мифология: Мир образов фольклора. – М.: Акад. проект: Гаудеамус, 2004. – 1008 с.
  5. Голева Т.Г. Мифологические персонажи в системе мировоззрения коми-пермяков. – СПб.: Маматов, 2011. – 154 с.
  6. Левкиевская Е.Е. Железо // Славянская мифология: Энциклопедический словарь. – М.: Междунар. отношения, 2002. – С. 159–160.
  7. Черепанова О.А. Мифологическая лексика русского языка: Дис. … д-ра филол. наук. – М., 1983. – 434 с.
  8. Березович Е.Л. «Кулеши накулесили, накудесили...»: еще раз о происхождении русского диалектного демонима кулеш // Демонология как семиотическая система: Тез. докл. IV Междунар. науч. конф. (М., 15–17 июня 2016 г.) – М.: РГГУ, 2016. – С. 19–26.
  9. Маркина Л.В. Гендерные стереотипы в диалектной коммуникации (на материале бранных номинаций женщин) // Русистика и компаративистика: Сб. науч. тр. по филологии. – М.: Книгодел, 2019. – Вып. 13. – С. 245–254.
  10. Гумбольдт В. фон. О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития // Звегинцев В.А. История языкознания XIX – XX веков в очерках и извлечениях: в 2 ч. – М.: Просвещение, 1964. – Ч. 1. – С. 307–323.
  11. Гумбольдт В. фон. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества // Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию: Пер. с нем. – М.: Прогресс, 2001. – С. 37–298.
  12. Потебня А.А. Язык чувства и язык мысли // Потебня А.А. Полн. собр. трудов. – М.: Лабиринт, 1999. – Т. 1: Мысль и язык. – С. 90–110.
  13. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. – Воронеж: Тип. Н.Д. Гольдштейна, 1874. – Т. 1. – 161 с.
  14. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.: Академия, 2005. – 304 с.
  15. Алефиренко Н.Ф. Спорные проблемы семантики. – М.: Гнозис, 2005. – 326 с.
  16. Зализняк А.А. Многозначность в языке и способы ее представления: Дис. … д-ра филол. наук. – М., 2002. – 461 с.
  17. Потебня А.А. Слово и миф. – М.: Правда, 1989. – 624 с.
  18. Первухина С.В. Семантический портрет Иисуса Христа в переводе Библии New International Version: Дис. … канд. филол. наук. – Волгоград, 2003. – 159 с.
  19. Якушевич И.В. Символ «дом» в русском языке и поэтическом тексте. – Владимир: Транзит-ИКС, 2018. – 182 с.
  20. Ефименко А. Исследования народной жизни: Обычное право. – М.: В.И. Касперов, 1884. – Вып. 1. – 398 c.
  21. Якушевич И.В. Символическая модель «печь – человек» в диалектной лексике // Языковые категории и единицы: синтагматический аспект: Материалы XIII Междунар. науч. конф. (Владимир, 24–26 сент. 2019 г.). – Владимир: Транзит-ИКС, 2019. – С. 481–485.
  22. Агапкина Т.А. Символика освоенного пространства: угол // Пространство и время в языке и культуре. – М.: Индрик, 2011. – С. 13–53.
  23. Рябцев Ю.С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт XI – XVII вв. – М.: Владос, 1997. – 336 с.
  24. Ушаков Д. Материалы по народным верованиям великоруссов // Этнографическое обозрение. Год 8-й, 1896. – М.: Т-во скоропеч. А.А. Левенсон, 1897. – № 2–3, кн. 29–30. – С. 146–204.
  25. Власова М. Энциклопедия русских суеверий. – СПб.: Азбука-классика, 2008. – 624 с.
  26. Валенцова В.В. Шерсть // Славянская мифология: Энциклопедический словарь. – М.: Междунар. отношения, 2002. – С. 492–493.
  27. Белова О.В. Цвет // Славянская мифология: Энциклопедический словарь. – М.: Междунар. отношения, 2002. – С. 481–482.
  28.  Афанасьев А.Н. Свет и тьма // Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: в 3 т. – М.: Индрик, 1995. – Т. 1. – С. 56–113. 

Поступила в редакцию

05.11.2019

 

Ивашинина Надежда Сергеевна, ассистент кафедры рекламы, связей с общественностью и лингвистики

Московский энергетический институт

Красноказарменная улица, д. 14, г. Москва, 111250, Россия

E-mail: nadyha.92@mail.ru

 

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.