А.Н. Рудяков

Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования, г. Симферополь, 295001, Россия

Полный текст PDF

DOI: 10.26907/2541-7738.2020.5.89-100

Для цитирования: Рудяков А.Н. Лингвистический функционализм как основа формирования читательской грамотности // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2020. – Т. 162, кн. 5. – С. 89–100. – doi: 10.26907/2541-7738.2020.5.89-100.

For citation: Rudyakov A.N. Linguistic functionalism as a basis for the formation of reading literacy. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2020, vol. 162, no. 5, pp. 89–100. doi: 10.26907/2541-7738.2020.5.89-100. (In Russian)

Аннотация

В статье рассматриваются теоретические и прикладные аспекты лингвистики, связанные с использованием функционального подхода. Анализ взаимосвязанных проблем формирования и развития функциональной грамотности, читательской грамотности, а также проблем восприятия и понимания текста проводится с учетом изложенных в других работах автора принципов изучения и описания языковых явлений. Текст характеризуется как основной объект русистики на современном этапе и как инструмент социального взаимодействия, строение которого обусловливается его функцией.

Исследование подтверждает актуальность проблемы изучения закономерностей восприятия и понимания текста как целостного объекта, а не как источника языковых единиц разных ярусов. Вводится собственно функциональное определение текста, которое позволяет внедрить в образовательную практику методику работы, учитывающую необходимость развития у обучающихся навыков и умений, связанных с осознанным и системным извлечением информации из текстов разного рода и использованием этой информации в своей деятельности.

Ключевые слова: текст, функция, читательская грамотность, восприятие, интерпретация, русистика

Литература

  1. Рудяков А.Н. Язык, или Почему люди говорят (опыт функционального определения естественного языка). – М.: Флинта, 2012. – 160 с.
  2. Рудяков А.Н. Топоры и тексты. Лингвистическая инструментология. – М.: Флинта: Наука, 2013. – 312 с.
  3. Гардинер А. Различие между «речью» и «языком» // Звегинцев В.А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. – М.: Просвещение, 1960. – Ч. 2. – С. 13–19.
  4. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения. Теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом. – М.: Форум, 2015. – 368 c.
  5. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (2018 г.). – URL: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_pub.html, свободный.
  6. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
  7. Snow C.E. Reading for understanding: toward a research and development program in reading comprehension. – RAND Reading Study Group, 2002. – 156 p.
  8. Чапек К. Человек, который умел летать // Чапек К. Человек, который умел летать. – СПб.: Азбука, 2016. – С. 471–476.
  9. Валгина Н.С. Теория текста. – М.: Логос, 2003. –280 c.
  10. Бибихин В.В. Мир. – Томск: Водолей, 1995. – 144 с.
  11. Земская Ю.Н., Качесова И.Ю., Комиссарова Л.М., Панченко Н.В., Чувакин А.А. Теория текста / Под ред. A.A. Чувакина. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 224 с.
  12. Рудяков А. Н. «Мартышка и очки» для русистов, или в плену отжившей парадигмы: доклад на пленарном заседании IV Съезда русистов Республики Крым. – Симферополь: ИП Ломаренко Л.А., 2018. – 32 с.
  13. Динамика языковых и культурных процессов в современной России. Вып. 6:. Материалы VI Конгресса РОПРЯЛ (г. Уфа, 11–14 окт. 2018 г.). – СПб.: РОПРЯЛ, 2018. – 1352 с.
  14. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. – М.: Флинта: Наука, 2007. – 520 с.
  15. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М: КомКнига, 2006. – 144 с. (Лингвистическое наследие XX века).
  16. Николина H.A. Филологический анализ текста. – М.: Академия, 2003. – 256 с.
  17. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер. с нем. / Общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова. – М.: Прогресс, 1988. – 704 с.
  18. Рудяков Н.А. Основы анализа художественного текста. – Киев: Наукова думка, 1989. – 152 с.
  19. Рудяков Н.А. Поэтика, стилистика художественного произведения. – Симферополь: Таврия, 1993. – 146 с.

Поступила в редакцию

03.07.2020

 

Рудяков Александр Николаевич, доктор филологических наук, ректор, профессор кафедры филологии

Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования

ул. Ленина, д. 15/1, г. Симферополь, 295001, Россия

E-mail: arudiakov55@gmail.com

 

 

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.