В.Г. Ананьев

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, 199034, Россия

Полный текст PDF

DOI: 10.26907/2541-7738.2020.1.146-157

Для цитирования: Ананьев В.Г. «И.И. является автором очень интересных концепций, но…»: из научной биографии И.И. Иоффе конца 30-х годов ХХ века // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2020. – Т. 162, кн. 1. – С. 146–157. – doi: 10.26907/2541-7738.2020.1.146-157.

For citation: Ananiev V.G. “J.I. introduces very interesting concepts, but…”: From the academic biography of J.I. Ioffe in the late 1930s. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gu­manitarnye Nauki, 2020, vol. 162, no. 1, pp. 146–157. doi: 10.26907/2541-7738.2020.1.146-157. (In Russian)

Аннотация

В статье рассмотрен один из эпизодов научной биографии отечественного историка и теоретика культуры Иеремии Исаевича Иоффе, связанный с критическим обсуждением его книги «Музыка советского кино» в 1938–1939 гг. С привлечением новых архивных материалов на примере этого эпизода показаны институциональные связи И.И. Иоффе с одним из интереснейших центров гуманитарной мысли Ленинграда – Институтом истории искусств. Используя в качестве теоретической основы концепцию трех рациональностей научного знания, автор демонстрирует причины описанной в статье рецепции идей И.И. Иоффе, характерной для отечественной гуманитарной среды 30-х годов ХХ в. Делается вывод о том, что неклассическая рациональность, черты которой могут быть обнаружены в трудах И.И. Иоффе, оказывалась «несовременной» классической рациональности, в большей степени присущей науке его времени.

Ключевые слова: И.И. Иоффе, Институт истории искусств, история культурологии, история науки

Литература

  1. Сыченкова Л.А. «Дорогие ошибки» советской культурологии: штрихи к портрету Иеремии Исаевича Иоффе (1888–1947) // Иоффе И.И. Избранное. – М.: РАО Говорящая книга, 2010. – С. 901–920.
  2. Королев А.В. Синтетическая история искусства И.И. Иоффе и проблематика изучения социалистического реализма: Автореф. Дис. … канд. филос. наук. – СПб., 2006. – 21 с.
  3. Рыков А.В. Советский Союз как «новая первобытность». Неортодоксальный марксизм Иеремии Иоффе // Манускрипт. – 2018. – № 9. – С. 151–156.
  4. Григорьева Н. Интермедиальная теория Иеремия Иоффе // Иоффе И.И. Избранное: 1920–30-е гг. – СПб.: Петрополис, 2006. – С. 485–518.
  5. Нестьев И. Псевдонаучная стряпня: О книге И. Иоффе «Музыка советского кино» // Сов. искусство. – 1939. – 18 янв. – № 9 (589).
  6. Кумпан К.А. Институт истории искусств на рубеже 1920–1930-х гг. // Конец институций культуры двадцатых годов в Ленинграде: По архивным материалам. – М.: Нов. лит. обозрение, 2014. – С. 8–128.
  7. Сыченкова Л.А. Первые эксперименты в сфере искусствоведческого образования: незаполненный пробел в истории науки об искусстве // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2014. – Т. 156, кн. 3. – С. 223–231.
  8. Гуревич С. Ленинградское киноведение. Зубовский особняк. 1925–1936. – СПб.: РИИИ, 1998. – 156 с.
  9. Иоффе И.И. Синтетическая история искусств. Введение в историю художественного мышления. – Л.: ОГИЗ Ленизогиз, 1933. – 568 с.
  10. Степин В.С. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различения // Постнеклассика: философия, наука, культура. – СПб.: Мiръ, 2009. – С. 249–295.

Поступила в редакцию

02.10.2019

 

Ананьев Виталий Геннадьевич, доктор культурологии, старший преподаватель кафедры музейного дела и охраны памятников

Санкт-Петербургский государственный университет

Менделеевская линия, д. 5, г. Санкт-Петербург, 199034, Россия

E-mail: v.ananev@spbu.ru

 

 

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.