А.Р. Гиматдинова1,2, Н.И. Недашковская1

1Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва, 125993, Россия

2Издательство «Эксмо», г. Москва, 123308, Россия

Полный текст PDF

DOI: 10.26907/2541-7738.2020.3.232-247

Для цитирования: Гиматдинова А.Р., Недашковская Н.И. Методология исследований наций и национализма в современной российской историографии (на материале концепта «русскости») // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2020. – Т. 162, кн. 3. – С. 232–247. – doi: 10.26907/2541-7738.2020.3.232-247.

For citation: Gimatdinova A.R., Nedashkovskaya N.I. Methodology of research on nations and nationalism in modern Russian historiography (based on the concept of Russianness). Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2020, vol. 162, no. 3, pp. 232–247. doi: 10.26907/2541-7738.2020.3.232-247. (In Russian)

Аннотация

В статье анализируется методология изучения наций и национализма в современной российской историографии. В качестве аналитической рамки выступает концепт «русскости», позволяющий ввести в проблемное поле интеллектуальной истории инструменты и методы истории понятий. Определяются границы концепта, при этом демонстрируется, как он осмысляется в историографии в понятиях нации и национализма, идентичности и империи. Расшифровка интенций авторов историографических высказываний осуществляется во многом на базе трудов кембриджской школы интеллектуальной истории. Используется также биографический подход, предполагающий учет роли личного начала в исследовании, добавляя к истории историографии человеческое измерение. Осуществляется анализ когнитивных метафор, которые позволяют не только деконструировать смысл высказываний, но и выявить содержание их внутренних структур – идеологем либо фреймов.

Ключевые слова: нация, национализм, концепт «русскости», интеллектуальная история, историография, конструктивизм, этносимволизм

Литература

  1. Бараш Р.Э. Политические игры в русское // Нации и этничность в гуманитарных науках. Этнические, национальные и протонациональные нарративы: формирование и репрезентация. – СПб.: Алетейя, 2017. – С. 151–161.
  2. Смит Э. Национализм и модернизм: Критический обзор теорий наций национализма. – М.: Праксис. – 2004. – 465 c.
  3. Нехаев А.В. Теории наций и национализмов: проблема классификации // Омский науч. вестн. Сер. Общество. История. Современность. – 2016. – №. 2. – С. 36–45.
  4. Yuval-Davis N. Gender and nation // Ethnic and Racial Studies. – 1993. – V. 16, No 4. – P. 621–632.
  5. Национализм и формирование наций. Теории – модели – концепции. – М.: Ин-т славяноведения и балканистики РАН, 1994. – 198 с.
  6. Миллер А.И. Империя Романовых и национализм: Эссе по методологии исторического исследования. – М.: НЛО, 2006. – 248 с.
  7. Брубейкер Р. Этничность без групп. – М.: Изд. дом ВШЭ, 2012. – 408 с.
  8. Геллнер Э. Нации и национализм. – М.: Прогресс, 1991. – 322 с.
  9. Миллер А.И. Нация, или Могущество мифа. – СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2016. – 146 с. (Азбука понятий, Вып. 2)
  10. Западные окраины Российской империи / Под ред. М.Д. Долбилова, А.И. Миллера. – М.: НЛО, 2006. – 608 с.
  11. Скиннер К. Значение и понимание в истории идей // Кембриджская школа: теория и практика интеллектуальной истории. – М.: НЛО, 2018. – С. 53–123.
  12. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. – М.: Кучково Поле: Канон-пресс-Ц, 2001. – 288 с.
  13. Хобсбаум Э. Нация и национализм после 1780 года. – СПб.: Алетейя, 1998. – 308 с.
  14. Долбилов М.Д. Русский край, чужая вера: Этноконфессиональная политика империи в Литве и Белоруссии при Александре II. – М.: НЛО, 2010. – 1000 с.
  15. Вишленкова Е.А. Визуальное народоведение империи, или «Увидеть русского дано не каждому». – М.: НЛО, 2011. – 384 с.
  16. Norris S.M. A war of images: Russian popular prints, wartime culture, and national identity, 1812–1945. – DeKalb: Northern Illinois Univ. Press, 2006. – 277 p.
  17. Шартье Р. Интеллектуальная история и история ментальностей: двойная переоценка? // Новое литературное обозрение. – 2004. – № 2. – С. 2.
  18. Скиннер К. Мотивы, намерения и интерпретация текстов // Кембриджская школа: теория и практика интеллектуальной истории. – М.: НЛО, 2018. – С. 123–142.

Поступила в редакцию

11.03.2020

 

Гиматдинова Айгуль Рамилевна, магистрант кафедры теории и истории гуманитарного знания; рецензент

Российский государственный гуманитарный университет

пл. Миусская, д. 6, г. Москва, 125993 г., Россия

Издательство «Эксмо»

ул. Зорге, д. 1, г. Москва, 123308, Россия.

E-mail: 737cima@mail.ru

Недашковская Надежда Игоревна, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории гуманитарного знания

Российский государственный гуманитарный университет

пл. Миусская, д. 6, г. Москва, 125993 г., Россия

E-mail: N.Nedashkovskaya@yandex.ru

 

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.