А.А. Попова

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, г. Омск, 644077, Россия

Полный текст PDF

DOI: 10.26907/2541-7738.2020.3.27-41

Для цитирования: Попова А.А. Панвавилонизм в российской исторической науке первой трети XX века: от критики к эксплуатации // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2020. – Т. 162, кн. 3. – С. 27–41. – doi: 10.26907/2541-7738.2020.3.27-41.

For citation: Popova A.A. Panbabylonism in Russian historical scholarship of the first third of the 20th century: From criticism to exploitation. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2020, vol. 162, no. 3, pp. 27–41. doi: 10.26907/2541-7738.2020.3.27-41. (In Russian)

Аннотация

В статье проанализировано влияние теорий панвавилонизма на исторические исследования в российской науке дореволюционного и раннего советского периодов. Особое внимание уделено критике панвавилонизма, а также рассмотрены теории его сторонников. Критиками панвавилонизма выступали как богословы (В.П. Рыбинский, Н.С. Арсеньев), так и историки (Б.А. Тураев, Н.М. Никольский). Проведено сравнение стратегий, которые они использовали для построения своей критики, при этом установлены кардинальные различия в самих основах их критических рассуждений. Сторонники панвавилонизма особенно ярко проявляют себя в 20-е годы XX в., в период становления советской власти. В это время, когда марксистский подход к оценке исторических событий в советской историографии еще не сложился, панвавилонизм использовался главным образом для построения нарратива, который дискредитировал религию и соответствовал атеистическому дискурсу советской власти того времени.

Ключевые слова: панвавилонизм, германская историография, советская историография, библеистика, Ветхий Завет, христианство, ассириология

Благодарности. Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 20-09-41014).

Литература

  1.  Винклер Г. Вавилон. Его история и культура. – СПб: Изд. П.П. Сойкина, 1913. – 171 с.
  2. Zimmern H. Biblische und babylonische Urgeschichte. – Leipzig: J.C. Hinrichs, 1903. – 39 S.
  3. Zimmern H. Vater, Sohn und Fürsprecher in der Babylonischer Gottesvorstellung: – Leipzig: J.C. Hinrichs, 1896. – 15 S.
  4. Delitzsch F. Babel und Bibel. Ein Vortrag. – Leipzig: J.C. Hinrichs’sche Buchhandlung, 1902. – 52 S.
  5. Delitzsch F. Babel und Bibel. Zweiter Vortrag. – Stuttgart: Deutsche Verl.-Anstalt, 1903. – 48 S.
  6. Delitzsch F. Babel und Bibel. Dritter Vortrag. – Stuttgart: Deutsche Verl.-Anstalt, 1905. – 69 S.
  7. Hommel F. Geschichte Babyloniens und Assyriens. – Berlin: Grote'sche Verlagsbuchhandlung, 1885. – 802 S.
  8. Hommel F. Ethnologie und Geographie des Alten Orient: 2 H. – Berlin: C.H. Beck, 1926. – H. 2. – 1108 S.
  9. Jensen P. Das Gilgamesch-Epos in der Weltliteratur: 2 Bd. – Strassburg: K.J. Trübner. – Bd. 1. – 1906. – 1030 S.
  10. Barton G.A. Recent German theories of foreign influences in the Bible // The Biblical World. – 1908. – V. 31, No 5. – P. 336–347.
  11. Richardson C.H. The abuse of Biblical archaeology // The Biblical World. – 1915. – V. 46, No 2. – P. 98–109.
  12. Winckler H. Geschichte Israels: 2 Bd. – Leipzig: Verlag von Eduard Pfeiffer. – 1895. – Bd. 1. – 226 S.
  13. Delitzsch F. Babel und Bibel ein Rückblick und Ausblick. – Stuttgart: Deutsche Verl.-Anstalt, 1904. – 75 S.
  14. Рыбинский В.П. Вавилон и Библия. По поводу речи Ф. Делича на тему “Babel und Bibel” // Труды Киевской духовной академии. – 1903. – № 5. – С. 113–145.
  15. Виппер Р.Ю. С востока свет. Публичная лекция, прочитанная в Москве 2 ноября 1906 г. – М.: Типолитогр. т-ва И.Н. Кушнерев и Ко, 1907. – 29 с.
  16. Кременецкий Н. Библия и миросозерцание Вавилона: (По поводу тенденции «панвавилонизма» в рус. ист. науке). – М.: Тип. Штаба Моск. воен. окр., 1909. – VIII, 209 с.
  17. Карпук Д.А. Духовная цензура в России в второй половине XIX в. (по материалам фонда Санкт-Петербургского духовного цензурного комитета) // Христианское чтение. – 2015. – № 2. – С. 210–250.
  18. Тураев Б.А. История Древнего Востока: в 2 т. – Л.: Соцэкгиз, 1936. – Т. 1. – 361 с.
  19. Никольский Н.М. Вавилон и Библия // Критическое обозр. – 1909. – Кн. 8. – С. 5–15.
  20. Никольский Н.М. Израиль и Вавилон // Вестн. Европы. – 1910. – Т. 3, кн. 5. – С. 157–177.
  21. Никольский Н.М. Израиль и Вавилон // Вестн. Европы. – 1910. – Т. 3, кн. 6. – С. 82–113.
  22. Егоров Д.Н. Спор о “Babel und Bibel” // Научное слово. – 1904. – Кн. 6. – С. 43–60.
  23. Ранович А.Б. Очерк истории древнееврейской религии. – М.: Гос. антирелигиозное изд-во, 1937. – 398 с.
  24. Румянцев Н.В. Дохристианский Христос. – М.: Атеист, 1926. – 108 с.
  25. Немоевский А. Бог Иисус. Происхождение и состав евангелий. – Пб.: Гос. из-во, 1920. – XVI, 288 с.
  26. Морозов Н.А. Христос: в 7 кн. – М.; Л.: Гос. изд-во, 1927. – Кн. 1: Небесные вехи земной истории человечества. – XV, 548 с.

Поступила в редакцию

04.02.2020

 

Попова Алиса Андреевна, аспирант кафедры всеобщей истории

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

пр. Мира, д. 55 а, г. Омск, 644077, Россия

E-mail: alispopova13@yandex.ru

 

 

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.